Поболтать на ночь глядя

Oct 22, 2010 02:37

Закончила статью про замечательного человека - экзарха Грузии митр. Иону (Василевского) (1821-1832). Он (в смысле - статья о нем) был настоящим подкидышем - его никто не хотел брать, переписывали его друг другу с Русской редакцией (в Грузии же он только 11 лет, остальное - русский период, я этим обычно не занимаюсь, казался блеклым и неинтересным), потом вообще забыли и они, и я. Была у меня краткая справка, присланная автором из Грузии - ну злодей злодеем этот экзарх, воришка и беспомощный управленец. Держала ее про запас - чтобы дописать что-нибудь к статье, сделанной в Русской редакции.
Тут он всплыл перед очередным собранием, статьи ни у кого нет, дружно все взялись - столько материала накопали, такой умница оказался - невозможно просто! Детство, проведенное в глубочайшей нищете со слепой бабушкой и сестрой - они просили милостыню и им разрешали копаться в чужих огородах, чтобы найти хоть что-нибудь на пропитание, учеба, смерть жены и троих детей в один год, монашество, а потом долгий-долгий путь архипастыря - настоящего архипастыря, пасущего овец своих. Абсолютный бессребренник, какие-то колоссальные суммы, пожертвованные на церкви и монастыри, на подаяние нищим, на устройство учебных заведений, заведений для сирот, богаделен, общежитий для неимущих студентов и т. д. (в одной только Грузии за 11 лет он истратил 300 тыс. рублей своих денег). Умер - ничего не оставил. Даже награды свои, с бриллиантами - и те жертвовал в церкви и в общества бедных. Постоянное совершение богослужений - ни одной службы не пропустил, поездки по епархии и экзархату, личное общение с каждым просящим и приходящим - даже за больными во время чумы в Тифлисе сам ухаживал. Всего не перечислить. Активная миссионерская деятельность, трогательная, проникнутая любовью и участием переписка с Ермоловым, Паскевичем, Вельяминовым. деликатное проведение очень болезненных для Грузии церковных реформ - предыдущий товарищ такого там напортачил, Западная Грузия захлебывалась в крови.
Уникальный человек. Даже рисунок его есть.

С ужасом думаю, как бы так могло получиться, чтобы его не было - или был бы одиозный опус грузинского автора. А так у нас - 10 страниц текста с огромным количеством впервые вводимых в научный оборот источников.

Вот как бывает. вчера он тебе никто и ничего ты о нем не знаешь и думаешь так себе, а сегодня - будто лично знаком был. Вообще, непосредсвтенное обращение к источникам - особенно когда начинаешь читать переписку или воспоминания близких людей - делает из персонажа человека - родного и знакомого.

Мне часто снятся они... герои проходящих через мои руки статей...

Как его еще не канонизировали? Если бы он был грузинский архипастырь, грузины давно такого подвижника канонизировали бы. Он ничуть не уступает Дмитрию Кипиани, например...

ГПЦ, рабочее

Previous post Next post
Up