Портрет мальчика, плотная бумага, рисунок сделан серебряным карандашом. В 1484 году,
этим рисунком 13ти летний Альберехт Дюрер, сумел убедить своего отца, отдать его
обучаться живописи. На этом раннем, самом первом автопортрете, у него внимательный
и пытливый взгляд, не по детски серьёзное выражение лица. Рисунок ещё не точен, но
всё равно, в нём уже виден незаурядный талант будущего художника. Верно подмечены
индивидуальные черты, просматривается характер, штрихи наносятся на бумагу
уверенной рукой, живописно проработаны складки одежды. Похоже, что уже сейчас, в
13ть, ему важно разобраться в себе, увидеть себя со стороны, понять, что он из себя
представляет. Даже в этом полудетском автопортрете, он попытался отразить свой
духовный мир, свои искания, стремление к познанию, творчеству и это ему удалось.
Ещё не раз Дюрер будет писать свои автопортреты, первый из художников немецкого
возрождения отважившийся сделать это открыто, не таясь. И каждый раз, каждый
автопротрет, это попытка художника увидеть себя и разобраться в себе. Я не ставлю
себе целью анализировать все автопортреты Дюрера. Пишу лишь о некоторых, в которых
вижу смену этапов в жизни художника.
Автопортрет с чертополохом, 1493 год, Дюреру 22 года. На портрете молодой человек,
взгляд такой же задумчивый, как и на детском портрете, Он ещё ищет себя, свой образ.
Он не выглядит уверенным в себе, хотя стремление быть красивым и модным на портрете
обозначено. Перекликающиеся красные шнуры на расшитой рубашке, красная отделка
куртки, красная шапка с помпоном. Чертополох в руках - по одной трактовке, символ
страстей Господних, по другой - мужской верности. Этот портрет он послал домой перед
свадьбой, считалось, что в подарок невесте Агнесе Фрей, но надпись на портрете:«Мои
дела определяются небом(сверху)»- противоречит этому. Похоже, всё-таки, эта фраза
говорит о том, что Дюрер оценивает свой талант, как Божий дар. То-есть, в довольно
молодом возрасте уже понимает масштаб своего дарования. Может быть, это осознание
себя, как творца, и не полная уверенность в себе, как мужчине, рождают некоторый
диссонанс в этом портрете?
Спустя пять лет, с автопортрета 1498 года, на нас смотрит уже уверенный в себе
мужчина, Дюреру 27 лет, он щёгольски одет, глядя на портрет видно, что он знает, как
хорош собой, внимательный взгляд, устремлённый на зрителя, кажется проникает
насквозь. Чувство собственной исключительности накладывает лёгкий отпечаток на его
образ. Это его следующий этап - состоявшийся творец, признанный красавец, от юношеской
неуверенности не осталось и следа.
И всего через два года, автопортрет в 29 лет, 1500 года. Что-то изменилось, да что там
"что-то", перемена разительная. С полотна открыто и прямо, глаза в глаза смотрит
взрослый серьёзный мужчина мудрым взглядом больших печальных глаз. Он одет дорого,
но просто, на на этом полотне нет любования красивым костюмом, всё лишнее
отброшено, только одухотворённое лицо художника, напоминающее лицо Христа.
В своём стремлении к совершенству, он поднялся до Творца, до "образа и подобия"?
Только рука, теребящая меховую оторочку, привносит в портрет нотку беспокойства.
И последний автопортрет, написанный в 1522 году. На нём Дюреру 51 год. Прекрасное
некогда тело одряхлело, мышцы ослабли, кожа стала дряблой, прекрасные густые волосы
поредели и развиваются редкими прядями. Наступление старости. Дюрер её очень остро
чувствует. Художник видит во что превращается прекрасная прежде модель. И ни
воспоминания о своём непревзойдённом мастерстве, ни гордость художника-творца, не
могут заглушить печаль, от осознания конечности и скоротечности земного бытия