Culture.ru: Выставка из собрания Музеев Московского Кремля посвящена церковному искусству и показывает произведения иконописи, шитья, среброделия, ювелирные украшения как яркие памятники истории русского благочестия. Экспозиция охватывает значительный хронологический период - от XIV века до начала XX столетия, рассказывает о традициях украшения храмов, различных церковных церемониях, особенностях почитания икон. Некоторые памятники впервые покинули стены кремлевского музея.
Ходить на эту выставку обязательно с экскурсией, иначе тоска и уныние, ничего не увидеть. Я не спешила идти на выставку, но когда увидела, что экскурсию ведет Марья Аникина, то сразу и время освободилось, и моторчик включился и унылое настроение прошло.
И ниже будут осколки впечатлений, которые совсем не передадут восторга от выставки, но лишь поставят галочку - была. Довольна.
На фото под цифрой 9 (улыбка с тремя цветочками) - самый древний экспонат выставки, относят к 14 веку. ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ ВЕК! Цата с подвесками, происходит из Благовещенского собора Московского кремля. Золото, драг камни, перламутр.
Ниже в тексте - цитаты со стендов выставки.
"Традиция делать богатые подношения в церковь сложилась на Руси сразу после принятия христианства. Создание и приумножение драгоценной утвари было неотъемлемой частью храмоздательсвой деятельности всех русских государей. Украшение икон считалось общепринзанной добродетелью и прославлялось как истинное благочестие. На протяжении столетиц состоятельные люди жертвовали в храмы различную утварь и свои родовые реликвии с молитвой о себе и всех сродниках - живых и усопших. На драгоценных предметах часто помещали обширные вкладные надписи, сообщавшие обстоятельства их создания. Лучшие придворные мастера по заказам представителей русской аристократии выполняли из драгоценных материалов разнообразные церковные предметы, отражавшие вкус и художественные предпочтения вкладчиков."
Самые почтенные экспонаты выставки - 14-16 века!
Кресты наперсные (слева) - "всего лишь" 16 век, справа - рясы - тоже 16 век.
"В древнерусских великокняжестких, а затем царских храмах все иконы были богато украшены, а драгоценные подношения к образам являлись подтверждением величия русских государей. Издревле с особым тщанием украшали богородичные иконы. Одной из самых почитаемых и богато убранных икон царского домового харма - Благовещенского собора Московского Кремлся - была небольшая мкона "Богоматерь Боголюбская", родовая святыня московских великих князей, богатейший убор которой был знаком благодарения и молением о заступничестве.
Самой почитаемой иконой Успенского собора Московского Кремля была древняя византийская икона "Богоматерь Владимирская", по преданию написанная евангелистом Лукой. Она имела невероятный по богатству и красоте приклад, дополнявшийся на протяжении столетий. Нередко к почитаемым богородичным иконам подносили в дар родовые ювелирные украшения, а также наперсные (носимые на груди) кресты и иконы, выполненные из драгоценных материалов. Их как семейные реликвии передавали из поколения в поколение, прикладывали по обеты к почитаемым иконам."
Богоматерь Владимирская, 17в, оклад - 17-18вв.
Происходит из опочивальны их Величества в Большом Кремлевском дворце.
Чашм разлиичные ритуальные. Тоже один из мощных, почти утерянных видов творчества - резьба по металлу.
А здесь надо видеть - вышивка, тончайшая, изумительная!
Это покров на раку царевича Димитрия. Покров относительно новый - начало 20 века. Но для меня здесь важны ниточки - помните, царевич Дмитрий - последний из Рюриковичей. "А был ли мальчик" - про него. Непонятны подробности смерти ребенка. После него на трон восходит Борис Годунов и начинается разброд и шатание. Я этой темой очень интересовалась в прошлом году, перед походом в Театр кукол на "Годунов"а. И здесь ниточки истории все крепче связываются. Для меня это очень ценные моменты, так как история = темный лес.
Здесь каплю про жемчуг. Русский речной жемчуг очень активно использовалься при украшении одежды и предметов. Его было так много, что из страны вывозился телегами.
Дарохранительницы. Начало 18, начало 19в.
Дарохрани́тельница -
священный сосуд, в котором хранятся
Святые Дары - Тело и Кровь Христовы, используемые для
причащения.
[1] Сообразно этому своему назначению, она является самым священным предметом в христианском храме. Дарохранительницы используются в богослужениях
православной,
римско-католической и
англиканской церквей. В католической практике называется иногда «
табернакль» (
лат. tabernaculum). Одной из ранних форм, близких дарохранительницам, был «
евхаристический голубь»
Видимо вот он, евхаристический голубь!
Уникальные предметы, на которые мы не обратили бы внимание. На Руси существовал запрет на изготовление сакральных атрибутов из стекла. Стекло бьется, а бить сакральные атрибуты нельзя. И это, может быть, единственные представители сакрального из стекла.
Безотносительно этих экспонатов была высказана интересная иедя, о которой я не задумывалась. В церковном (видимо, православном) искусстве много текста.
Кадило (мн. - кадила?)
Здесь не очень ясен размер, но он больше "привычного" (в кавычках, тк лично у меня впечатлений очень мало и мне кажется, что кадила обычно выглядят не очень большими, можно идти и хм...размахивать...ими спокойно.)
Относительно современная "Богоматерь Умиление" (Радость всех радостей), 1903-1908г.
Ювелирная работа какая - и роспись по эмали (да ведь?) и резьба по металлу.
и каплю про золотное шитье. То, чем мы славились. Ремесло, которое практически полностью утеряно.
Золотное шитье - техника ручной вышивки металлическими позолоченными (золотными) и серебряными нитями. Вышивка золотыми и серебряными нитями известна с древности и встречается у разных народов. Византийские и персидские мастера украшали золотым шитьем одежду и предметы быта еще в V веке. Позже шитье появилось в западной Европе - в основном, золотом шили церковные облачения. «Золотной» вышивка стала называться, когда вместо настоящего золота стали использоваться позолоченные нити.
На Руси золотое шитье возникло в XI веке. Золотошвейные мастерские существовали при монастырях, царских и княжеских палатах. Особенно славились торжокские мастерицы.
Ну и истории этих одеяний интересная. Все перешивалось из платьев наших цариц. На некоторых экспонатах даже видны следы перекраивания - невероятно просто! Еще раз ремарку здесь вставить - все экспонаты из церквей/часовен Московского кремля.
Так. Мне кажется, это что-то новое для меня - мерная икона.
Вики: Мерная икона, княжеская икона, родимая икона - в Русском государстве XVII-XVIII веков
икона, которую создавали ко дню крещения ребёнка. Традиция существовала практически исключительно в царской семье. Такая икона была узкой, а по высоте соответствовала росту («мере») новорождённого и изображала
тезоименного ему святого[1]. До нашего времени в музеях сохранилось не более 25 подобных дореволюционных икон.
В России XXI века традиция была воскрешена
[2], потеряла элитарность, стала массовой (за 2006 г. в РФ написано более 50 тыс. мерных икон
[3]) и была поставлена на коммерческую основу. Современными иконописцами разработана сложная «иконография» и символика таких икон, не опирающаяся на историческую традицию.
Исследователю мерных икон из музеев Кремля
Т. Е. Самойловой не удалось обнаружить «какой-либо достоверной информации о причинах и обстоятельствах, послуживших возникновению данной традиции». Поэтому она выдвинула предположение о том, что введение традиции мерных икон входит в концепцию сакрализации царской власти, проводимой Иваном Грозным. «Такая икона была призвана сопровождать по жизни своего владельца, оберегая его от возможных несчастий. Этот обычай также теснейшим образом связан с общим процессом сакрализации царской власти. Родимые иконы фиксировали рост младенца, царского наследника, приносимого в обряде крещения Богу „яко некое священное
приношение“ от царской династии. Сама же идея мерной иконы имела хорошо прочитывавшуюся современниками символическую связь с „мерами“
Гроба Господня, а подобные ассоциативные связи способствовали закреплению за ней значения реликвии царского рода»
[5].
а вот здесь уже Европа. Видно, правда?
С. Шухвостов Интерьер Архангельского собора.
Фотографий еще нет, а такие вот интерьерные работы пишутся. Не надо придумывать композицию, не надо придумывать ничего - документализм.
Выше писала о мерных иконах. Вполне возможно, что мерные иконы, которые были показаны выше, стояли как раз здесь, в Архангельском соборе.
В прошлом году выставка фабрики Фаберже, а долгожданных яиц-то и не было. Вот, решили немного реабилитироваться.
Складень. Не просто икона, а энциклопедия. Очень подробно прописаны все детали, невероятно тонкая работа. Такой складень вполне мог стоить небольшую деревеньку.
Есть предположение, что складень принадлежал старообрядцу.
Сувениры из Палестины. Благодаря русским паломникам в Палестине возникает и развивается резьба по перламутру. Штучки на память, которые можно привезти домой вместо магнита на холодильник.
А это мы с коллегой. Она не была в музее сто лет и тут просто в точку - шикарная экскурсия, отличные экспонаты!