Тебе, Небесному Царю (Исторический музей)

Nov 25, 2023 10:27



Culture.ru: Выставка из собрания Музеев Московского Кремля посвящена церковному искусству и показывает произведения иконописи, шитья, среброделия, ювелирные украшения как яркие памятники истории русского благочестия. Экспозиция охватывает значительный хронологический период - от XIV века до начала XX столетия, рассказывает о традициях украшения храмов, различных церковных церемониях, особенностях почитания икон. Некоторые памятники впервые покинули стены кремлевского музея.
Ходить на эту выставку обязательно с экскурсией, иначе тоска и уныние, ничего не увидеть. Я не спешила идти на выставку, но когда увидела, что экскурсию ведет Марья Аникина, то сразу и время освободилось, и моторчик включился и унылое настроение прошло.

И ниже будут осколки впечатлений, которые совсем не передадут восторга от выставки, но лишь поставят галочку - была. Довольна.

На фото под цифрой 9 (улыбка с тремя цветочками) - самый древний экспонат выставки, относят к 14 веку. ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ ВЕК! Цата с подвесками, происходит из Благовещенского собора Московского кремля. Золото, драг камни, перламутр.

Ниже в тексте - цитаты со стендов выставки.
 "Традиция делать богатые подношения в церковь сложилась на Руси сразу после принятия христианства. Создание и приумножение драгоценной утвари было неотъемлемой частью храмоздательсвой деятельности всех русских государей. Украшение икон считалось общепринзанной добродетелью и прославлялось как истинное благочестие. На протяжении столетиц состоятельные люди жертвовали в храмы различную утварь и свои родовые реликвии с молитвой о себе и всех сродниках - живых и усопших. На драгоценных предметах часто помещали обширные вкладные надписи, сообщавшие обстоятельства их создания. Лучшие придворные мастера по заказам представителей русской аристократии выполняли из драгоценных материалов разнообразные церковные предметы, отражавшие вкус и художественные предпочтения вкладчиков."



Самые почтенные экспонаты выставки - 14-16 века!
Кресты наперсные (слева) - "всего лишь" 16 век, справа - рясы - тоже 16 век.
"В древнерусских великокняжестких, а затем царских храмах все иконы были богато украшены, а драгоценные подношения к образам являлись подтверждением величия русских государей. Издревле с особым тщанием украшали богородичные иконы. Одной из самых почитаемых и богато убранных икон царского домового харма - Благовещенского собора Московского Кремлся - была небольшая мкона "Богоматерь Боголюбская", родовая святыня московских великих князей, богатейший убор которой был знаком благодарения и молением о заступничестве.
Самой почитаемой иконой Успенского собора Московского Кремля была древняя византийская икона "Богоматерь Владимирская", по преданию написанная евангелистом Лукой. Она имела невероятный по богатству и красоте приклад, дополнявшийся на протяжении столетий. Нередко к почитаемым богородичным иконам подносили в дар родовые ювелирные украшения, а также наперсные (носимые на груди) кресты и иконы, выполненные из драгоценных материалов. Их как семейные реликвии передавали из поколения в поколение, прикладывали по обеты к почитаемым иконам."


Богоматерь Владимирская, 17в, оклад - 17-18вв.
Происходит из опочивальны их Величества в Большом Кремлевском дворце.


Чашм разлиичные ритуальные. Тоже один из мощных, почти утерянных видов творчества - резьба по металлу.


А здесь надо видеть - вышивка, тончайшая, изумительная!



Это покров на раку царевича Димитрия. Покров относительно новый - начало 20 века. Но для меня здесь важны ниточки - помните, царевич Дмитрий - последний из Рюриковичей. "А был ли мальчик" - про него. Непонятны подробности смерти ребенка. После него на трон восходит Борис Годунов и начинается разброд и шатание. Я этой темой очень интересовалась в прошлом году, перед походом в Театр кукол на "Годунов"а. И здесь ниточки истории все крепче связываются. Для меня это очень ценные моменты, так как история = темный лес.


Здесь каплю про жемчуг.  Русский речной жемчуг очень активно использовалься при украшении одежды и предметов. Его было так много, что из страны вывозился телегами.


Дарохранительницы. Начало 18, начало 19в.
Дарохрани́тельница - священный сосуд, в котором хранятся Святые Дары - Тело и Кровь Христовы, используемые для причащения.[1] Сообразно этому своему назначению, она является самым священным предметом в христианском храме. Дарохранительницы используются в богослужениях православной, римско-католической и англиканской церквей. В католической практике называется иногда «табернакль» (лат. tabernaculum). Одной из ранних форм, близких дарохранительницам, был «евхаристический голубь»
Видимо вот он, евхаристический голубь!


Уникальные предметы, на которые мы не обратили бы внимание. На Руси существовал запрет на изготовление сакральных атрибутов из стекла. Стекло бьется, а бить сакральные атрибуты нельзя. И это, может быть, единственные представители сакрального из стекла.
Безотносительно этих экспонатов была высказана интересная иедя, о которой я не задумывалась. В церковном (видимо, православном) искусстве много текста.


Кадило (мн. - кадила?)
Здесь не очень ясен размер, но он больше "привычного" (в кавычках, тк лично у меня впечатлений очень мало и мне кажется, что кадила обычно выглядят не очень большими, можно идти и хм...размахивать...ими спокойно.)


Относительно современная "Богоматерь Умиление" (Радость всех радостей), 1903-1908г.
Ювелирная работа какая - и роспись по эмали (да ведь?) и резьба по металлу.


и каплю про золотное шитье. То, чем мы славились. Ремесло, которое практически полностью утеряно.

Золотное шитье - техника ручной вышивки металлическими позолоченными (золотными) и серебряными нитями. Вышивка золотыми и серебряными нитями известна с древности и встречается у разных народов. Византийские и персидские мастера украшали золотым шитьем одежду и предметы быта еще в V веке. Позже шитье появилось в западной Европе - в основном, золотом шили церковные облачения. «Золотной» вышивка стала называться, когда вместо настоящего золота стали использоваться позолоченные нити.

На Руси золотое шитье возникло в XI веке. Золотошвейные мастерские существовали при монастырях, царских и княжеских палатах. Особенно славились торжокские мастерицы.

Ну и истории этих одеяний интересная. Все перешивалось из платьев наших цариц. На некоторых экспонатах даже видны следы перекраивания - невероятно просто! Еще раз ремарку здесь вставить - все экспонаты из церквей/часовен Московского кремля.



Так. Мне кажется, это что-то новое для меня - мерная икона.
Вики: Мерная икона, княжеская икона, родимая икона - в Русском государстве XVII-XVIII веков икона, которую создавали ко дню крещения ребёнка. Традиция существовала практически исключительно в царской семье. Такая икона была узкой, а по высоте соответствовала росту («мере») новорождённого и изображала тезоименного ему святого[1]. До нашего времени в музеях сохранилось не более 25 подобных дореволюционных икон.
В России XXI века традиция была воскрешена[2], потеряла элитарность, стала массовой (за 2006 г. в РФ написано более 50 тыс. мерных икон[3]) и была поставлена на коммерческую основу. Современными иконописцами разработана сложная «иконография» и символика таких икон, не опирающаяся на историческую традицию.
Исследователю мерных икон из музеев Кремля Т. Е. Самойловой не удалось обнаружить «какой-либо достоверной информации о причинах и обстоятельствах, послуживших возникновению данной традиции». Поэтому она выдвинула предположение о том, что введение традиции мерных икон входит в концепцию сакрализации царской власти, проводимой Иваном Грозным. «Такая икона была призвана сопровождать по жизни своего владельца, оберегая его от возможных несчастий. Этот обычай также теснейшим образом связан с общим процессом сакрализации царской власти. Родимые иконы фиксировали рост младенца, царского наследника, приносимого в обряде крещения Богу „яко некое священное приношение“ от царской династии. Сама же идея мерной иконы имела хорошо прочитывавшуюся современниками символическую связь с „мерами“ Гроба Господня, а подобные ассоциативные связи способствовали закреплению за ней значения реликвии царского рода»[5].


а вот здесь уже Европа. Видно, правда?


С. Шухвостов Интерьер Архангельского собора.
Фотографий еще нет, а такие вот интерьерные работы пишутся. Не надо придумывать композицию, не надо придумывать ничего - документализм.
Выше писала о мерных иконах. Вполне возможно, что мерные иконы, которые были показаны выше, стояли как раз здесь, в Архангельском соборе.


В прошлом году выставка фабрики Фаберже, а долгожданных яиц-то и не было. Вот, решили немного реабилитироваться.


Складень. Не просто икона, а энциклопедия. Очень подробно прописаны все детали, невероятно тонкая работа. Такой складень вполне мог стоить небольшую деревеньку.
Есть предположение, что складень принадлежал старообрядцу.


Сувениры из Палестины. Благодаря русским паломникам в Палестине возникает и развивается резьба по перламутру. Штучки на память, которые можно привезти домой вместо магнита на холодильник.


А это мы с коллегой. Она не была в музее сто лет и тут просто в точку - шикарная экскурсия, отличные экспонаты!

выставка, музей

Previous post Next post
Up