Сколько радости - прогулка с Челябинск_пешком. Дворы, в которые никогда бы и не зашел. А если б зашел - то не увидел бы ничего.
Экскурсия с Алексеем. Сразу - все фактические ошибки - mea culpa.
До 1923 года на месте этого
дома (Ленина-Свободы) стоял костел. Сам дом называют "дом с комиссионкой" (понятно, что сейчас комиссионки уже нет, но раньше ходили туда смотреть на магнитофоны и прочее зарубежное). В здании жили руководители Станкомаша, простому смертному дорога туда была заказана.
Фото костела. 74.ру: дом построен не только на месте храма, но и практически идентично ему. Высотность угловой части дома соответствует высоте стрельчатых башен, а первоначальное расположение дома исключительно по ул. Спартак практически полностью копирует образ католической церкви.
Как удивительно оказалось с высотностью и образом. Образ, правда, не настолько прозрачен, чтобы быть безусловно узнаваемым, но тем не менее.
Уже в 18 веке в Челябинске появилась католическая община ( в осн. поляки - из Речи Посполитой). В Польше постоянные бунты, вот и ссылали поляков в тч. в Челябинск. В городе 20 тыс. населения, 1.5 тыс - поляки. Ощутимо.
Здание Детского мира. Построили в 1939г. Во время войны, как видно из таблички, в здании размещался Комиссариат танковой промышленности. То есть. Из Челябинска руководили ок. 18 танковыми заводами. В самом Челябинске было произведено ок. 18 тыс боевых машин.
В переходе играют на гитаре и водят кошек на поводке. Бедный котик, оглох, наверное.
74.ру: Отличительная черта дома - скульптура птицы во дворе. Фонтан в виде аиста знаком многим молодым родителям, гулявшим в центре Челябинска с детьми. Принято считать, что появился он очень романтично - как подарок любимой женщине.
Главный инженер, а затем директор завода № 200 (позднее известный как Станкомаш) Владимир Ниценко очень любил фонтаны и один за другим устанавливал их на территории Станкомаша; все детали были заводские, и форма фонтанов была оригинальной, по его проектам. В конце 1940-х Владимир Сергеевич влюбился в директора нынешней 121 школы, вдову «врага народа» Ганну Погудину. У них родился ребенок, потом Ганна Ефимовна переехала к Ниценко в дом на углу Ленина и Спартака. И здесь красивая история теряет чёткость.
Здесь интересно - может, как-то криво услышала, но если слуховое окно выполнено в форме восьмиугольника, то дом - ведомственный / для руководства / не просто так. Буду теперь смотреть, еще такие окна искать.
74.ру Владимир Ниценко спроектировал и ворота возле дома. Они тоже сохранились - и тоже не в полном виде. На фотографиях из музея АО «Конар» видно, что двор уже в 50-е годы был закрытым - две калитки, ворота и продолжение ограды (на его месте теперь ресторан «Аэлита»). В последние годы решетки закрыты рекламой, а сами ворота скрыты пристроем к ресторану, и литое украшение в виде дубовых листьев по периметру ворот теперь видно только на единственной сохранившейся калитке.
Удивительно, была уверена, что ворота эти - относительный новострой. А оно вон как! Верхняя часть ворот частично деформирована - грузовики задевали.
По ул. Свободы. Привет из прошлого.
Нравится эта часть города. Хорошие воспоминания. Жила здесь года полтора, а дальше дома и остановки ничего не видела, мне кажется.
А здесь все ахнули. Потому что звезду увидели.
Строился первоначально как офицерский дом. Отсюда и звезда. Отдельно можно придумать обозначения для дома врачей, учителей, ученых и др. Сейчас подобное - из области фантастики.
Дворы, в которые и не защел бы. На этом месте располагалось довольно большое кладбище, довольно много историй про кости, которые ррраз и нашли случайно.
Спряталась шахта метро.
с 2007 года приносят извиниения за временные неудобства. Как в той шутке про постоянство временного.
Свободы 74. Один из первых многоквартирных домов. И лестница эта - просто Нью-Йорк какой-то! И цвет кирпича - неожиданный. Что-то непривычное.
Тынц. И прямо в центре города на тебе - мостовая!
В этом доме располагалось Челябинское книжное издательство. В голове еще что-то про Союз писателей - вроде как эвакуирован был к нам, но беглый поиск не дает подтверждения этой информации.
В связи с этим про Б. Пастернака (почему эта тема плохо раскрыта?)
Владимир Боже для рг: в 1931 году Борис Пастернак в составе бригады деятелей культуры четыре дня наблюдал за строительством Челябинского тракторного завода. Пастернак искренне хотел проникнуться величием процесса. Но у него, человека рефлексирующего и во всем сомневающегося, это не получилось. В гигантской стройке поэт увидел "циклопические замыслы" и человека-винтика.
Это все так красиво. Торжественно. Ходили мы по Троицку и рассматривали дома старинные. Великолепные. И обсуждали вот это традиционное - насколько окружение (архитектура, в частности) формирует человека. Здесь не совсем про теорию разбитых окон, а наоборот, скорее.
Вот тоже удивительное - уже по Цвиллинга. Посвящается легендарным воинам, призванным с территории Челябинской области, в составе полков.....- участникам Отечественной войны, Бородинского сражения и Заграничных походов русской армии 1812-1814г.
Видели такое?
В войне 1812г. участвовали в т.ч. башкиры (лучники). Французы называли их амурами :)
Алексей вещает. Достал панораму, смотрим, слушаем. Так здорово узнавать город! Настолько это нормально и одновременно удивительно!
А это уже дворы Кировки.
Шла и каждый дом примеряла "хочу ли тут жить". Чаще - нет. Это и коммуникации, и отсутствие нормальных детских площадок, людность...Привыкли к своему болотцу. Тепло, светло и мухи не кусают.
А здесь все говорит об истории. Другая прелесть.
Этот салон был во дворе? Или это служебный вход?
Ну и главный дом на пл. Революции. В процессе реставрации.