Оды библиотеке! В нашей библиотеке есть почти весь Иванов, который мне интересен!
А это значит, что не надо покупать, что не надо распечатывать!
Дебри - максимально точное и звонкое название книги. В яблочко. Освоение Сибири - такие дебри! И само освоение - дебри, и взгляд на все это через века - дебри.
Дерзость, смекалка, дипломатия, обманы, кровь. Какие территории!
Гимн этого года - ничего не понятно, но бесконечно интересно!
(Сейчас встретила подругу и похвасталась, что иду на встречу с Ивановым, а она: "а кто это?"...ну как так?!)
В который раз - круто, что есть фотографии.
И непонятно - торопились? - опечатки в книге. 2-3, но они есть. Это не гундеж. Впечатление - огонь!
цитировать и удивляться можно бесконечно. Вот крохи:
Своей жизнью Ремезов доказал (пусть это звучит и пафосно), что любовь к родине облагораживает судьбу человека. Любовь к родине заставляет человека возрастать над собою, становиться и умнее, и добрее. В итоге она ведёт к мудрости - высшей доблести человеческого духа. Ремезов писал: «Мудрость делает разумного крепче сильных и храбрее смелых. Дума мудрого - как многие реки, и светом небесным полнится душа его».
пиетизм. Это протестантское учение заключалось в том, что нельзя поддаваться унынию и впадать в безделье, а невзгоды следует преодолевать трудами на благо ближних. Учение разработал профессор Франке из университета в Галле
где нет свободы личности, там восторжествует свобода корысти.
Раскольники называли бритых «скоблёными рылами», отрезанные бороды прятали за иконами и просили после смерти положить себе в гроб. Протестуя, раскольники даже устраивали самосожжения
Из шестидесяти семей несчастных угличан едва ли половина добрела до Сибири. Хорошо перенёс дорогу лишь один-единственный ссыльный. В Угличе его сбросили со Спасской колокольни, вырвали ему язык, отрубили ухо и наказали двенадцатью ударами плетей. Всю дорогу в Сибирь мужики и бабы тащили опального калеку на себе. А весил он 19 пудов 20 фунтов (319 кг), было ему триста лет, и звали его Набатный колокол. Вина на нём была страшная: он подстрекал жителей города к бунту.
Идолы (и боги) и не были неприкасаемыми. Если бог не исполнял просьб и не помогал, человек мог отхлестать идола плетью, порубить и сжечь. Миссионер Григорий Новицкий писал: «Ежели с идола желаемых благ не получают, то снимают с него одежду и низвергают в бесчестное место со всяким ругательством».
В общем, Матвей Петрович был весьма неоднозначным деятелем. При всём лихоимстве он был щедр и справедлив; при всём самоуправстве он думал о благе Сибири; при всём корыстолюбии он разорял казну, а не народ