Ночь музеев проходит почти мимо меня (отправила своих на экскурсию по обновленному Театру кукол), но зато удалось побывать на экскурсии, посвященной фрескам Дионисия.
Дионисий продолжает традиции Андрея Рублева, Феофана Грека, заканчивает период, именуемый "золотым веком иконописи" и живет примерно в одно время с да Винчи и Микеланджело (информация для контекста).
Дионисий - отличный колорист, который умел смешивать краски, добиваясь различных оттенков. На фресках мы не увидим черного цвета, больше всего - оттенки золотого, что создает очень теплый свет и дарит ощущение парения (оно на самом деле присутствует!). С рождеством Христовым свет пришел в мир, поэтому и нет черного цвета.
Удивительно, что его фрески сохранились лучше, чем фрески 18 века! (и намного лучше современной дорожной разметки, которая исчезает уже через пару месяцев).
Самыми известными стали поздние работы Дионисия - самого начала 16 века. Это роспись Ферапонтова монастыря (на фото - собор с белым куполом). Монастырь находится в 120 км от Вологды, был основан в 14 веке (тут восклицательные знаки).
Первая публикация с изображением фресок Дионисия относится к 1911г. Фотографии были, но очень сильно искажали ц/светоизображение - тенями, освещением. И позднее, при распространении цветных фотографий качество фотографий с фресками оставляло желать лучшего. Связано это не только с особенностями изображений, но и с отношением к фотографиям в целом - бытовала бытовая (sorry) фотография, а нужна была художественная.
Для создания контекста - стены храма.
Фишкой выставки являются и сами фрески и человек, который занимался их съемкой. Юрий Холдин.
"С точки зрения новаторских подходов - многое Холдин осуществил впервые в мировой практике. Помимо съёмки фресок с адекватной цветопередачей при условиях переменчивого дневного света уникальность его подхода неразрывна с эксклюзивными авторскими решениями допечатного процесса, позволившими без минимальных погрешностей добиться предельной степени соответствия оригиналу в полиграфии и фотопечати. Экспозиционный материал не только для России, но и для мировой культуры - вершина технологических возможностей плёночного фотоискусства и лазерной светопечати. В условиях прагматично развивающегося фотобизнеса сам, отпечатанный в едином колористическом ключе выставочный цикл стал уже достоянием истории. Удивителен и не сразу понятен вопрос неповторимости качества фотопечати, при стандартном взгляде на то, что всё в искусстве можно повторить, а уж особенно если речь идёт о фотографии." (
https://www.dionisy.ru/)
Передать свет - непростая задача. Установили, чо 5500 кельвинов - идеальные условия фотосьъемки (с адекватной передачей цвета). Ранее же была в ходу практи ночной съемки фресок.
Для понимания фресок 15 века нужны другие созерцательные усилия. Это не про двух- и трехмерное восприятие. Четвертое измерение - как раз та самая обратная перспектива.
Дионисий работает не с иконой, которая ограничена периметром доски, а с пространством.
Удивительно, но через столько веков уровень сохранности = 85%
Святые лики принято писать выше человеческого роста - для ощущения высоты лика.
Фрески находятся в сложном архитектурном и свето-воздушном пространстве. Процесс фотографирования занял несколько лет.
Вообще, зачем стараться на высоте 15 метров? Никто не увидит, тем более в 15-16 веках. Но получается, что иконописец - ремесленник, который отвечает не перед заказчиком, а перед Б.
Эффект теплоты и свечения получен за счет добавления охры во все краски.
Потолочную часть росписи крепили гвоздями. Следы от гвоздей решили не убирать, теперь эту фреску называют заснеженным пантократором Дионисия.
Время тоже художник.
Н.М. Тарабукин: «В живописи существует понятие портрета. Иконопись же не знает этого понятия. Лицо, со всеми его индивидуальными признаками, в иконе замещается понятием лика. В иконописи понятие лика тождественно образу. Лицо-портрет является в результате подчинения художника натуре. Лик-образ есть возвышение ума и сердца к трансцендентному и молитвенное прославление Первообраза» .
У Мережковского про иконы "Глядя на «варварскую» живопись, Леонардо делает вывод, что «действие этих образов, иногда неуклюжих, варварских, странных до дикости, как сновидения ребенка, подобно было действию музыки; в самом нарушении законов естественных досягали они мира сверхъестественного» .
да Винчи не воспринял православную икону, сччитая ее плотской (плюс "непонятная" обратная (евангельская) перспектива).
Есть информация, что да Винчи не воспринял православную икону, считая ее слишком плотской.
Здесь почти не видно, но Богородица в красном символизирует Христоматеринство, в голубом - девство.