Крутой маршрут

Oct 21, 2013 23:51

"Это не роман и не какой-либо другой из распространенных жанров литературы, это - исполненное боли эхо нашего недавнего прошлого, которое, тем не менее, не может не отозваться в человеческой душе полузабытым страхом и содроганием. Вещи, о которых здесь идет речь, с трудом постигаются обычным человеческим разумом, хотя при чтении этих строк нигде не возникает и тени сомнения в их искренности и достоверности - правда встает из каждого слова во всей своей наготе и неотвратимости» В. Быков.

Размышляла стоит ли писать о спектакле "Крутой маршрут". И все-таки решила.
Очень много лет назад, когда я была совсем юной и глупой, в руки ко мне попала книга Евгении Гинзбург "Крутой маршрут" и я решила, что это точно про любовь.... Прочитав страниц 10, хотела убрать подальше на полку и больше никогда не слышать и не думать о периоде сталинских репрессий, полного беззакония, о тысячи сломленных жизней и искалеченных судеб.. В 23 года я была моральна не готова окунуться в мир, о котором ничего не знала, но я окунулась. Жаль, в то время я не вела дневник и не могу вспомнить своих эмоций и переживаний, кроме омерзения и полной растерянности. Да, в школе нам рассказывали о ГУЛАГе, Соловках и даже о страшных расстрелах 1937 года, но разве ты можешь воспринимать это всерьез, когда тебе 16 лет?
Позже мы с мамой купили два билета в Современник на спектакль, который полностью на неделю парализовал юную меня.
Через 10 лет я снова сидела в зрительном зале.
И опять судьба сыграла со мной злую шутку. Со сцены на меня смотрела женщина 33-ти трех лет, мать двоих детей, преподаватель Казанского университета, вполне успешная и пресыщенная. Этой женщиной вполне могла оказаться я, родившись несколькими десятилетиями раньше....
Для меня этот спектакль, прежде всего, вовсе не о Сталинском режиме. Это спектакль о личном выборе каждого человека. О том, возможно ли остаться собой, когда все вокруг пали ниже не куда, закололи ближнего и обглодали его кости. О том, можно ли предать то, во что веришь и, ценой жизни другого, отвоевать себе свободу. О том как не упасть и не сойти сума и не потерять человеческое достоинство.
Я думала о этой женщине, лучшие годы жизни которой прошли в тюремном заключении. О боли матери, которую разлучили с детьми. Об этом ужасе отчуждения, о невозможности даже получить весточку от собственного чада, о боли и отчаянье.
Я всегда благодарю бога, что он избавил меня от страшного выбора, что не подверг меня этим моральным испытаниям. Не уверенна, смогла ли я достойно пережить...
Весь спектакль пронизан болью, болью поколения, поколения, где дети выросли без матерей, а жены навсегда были разлучены с мужьями. Это вовсе не физическая боль, это планомерное растаптывание и уничтожение личности, душевный распад.
Легко взирать из теплого зала на этих раздавленных женщин, у которых один приговор - 10 лет без права переписки. Легко обсуждать как можно жить, не зная ничего о детях и семье. Рассуждать как можно два года провести в душной одиночной камере, а потом подняться и уйти в свой уютный дом, поцеловать перед сноб ребенка, который улыбнется в ответ...
Каждый человек делает свой моральный выбор, с которым ему потом придется жить до конца своих дней (как бы пафосно и высокопарно это не звучало).
Еще сложнее не упасть и не опуститься до уровня людей, от которых зависит твоя жизнь, которые дорвались до власти и упиваются возможностью обтереть свои сапоги о подол твоего платья. Возможно ли не украсть у ближнего кусок хлеба, когда умираешь от голода, разделить теплые вещи с нуждающимся, успокоить, когда самому совсем плохо. Возможно ли в таких условиях остаться человеком и верить в нечто хорошее???

театр

Previous post Next post
Up