В детстве была очень странным ребенком. Общению с ровесниками я предпочитала книги. Могла часами разглядывать многочисленные альбомы с картинами неизвестных мне тогда художников, вечерами читать стихи Ахматовой и мечтать в своем плюшевом мире о какой-то нереальной любви. Мне было 15 лет, я была жуткая идиотка.
Сегодня мне даже стыдно признаться в этом, но да, я представляла собой столь жуткое зрелище. Сейчас мне 33 и я в меру циничная особа, которую невозможно пронять розовыми соплями и всякими кружавчиками.
Но одно остается неизменным - моя любовь к художникам эпохи Возрождения.
Помню еще со школьного возраста меня потрясла одна незамысловатая картина: девушка с отрешенным взглядом, что стоит на раковине и взирает на нас каким-то блаженным взглядом.
Это сейчас каждый школьник знает, что картина называется «Рождение Венеры» и принадлежит она Сандро Боттичелли.
Много лет я хожу в галерею Уффици с одной целью: еще раз взглянуть на эту девушку, которая покорила меня в столь юном возрасте.
Сандро Боттичелли родился в 1445 году и был одним из самых известных учеников Филиппо Липпи.
Стиль Филиппо Липпи оказал на Боттичелли огромное влияние, проявившееся главным образом в определенных типах лиц (в повороте в три четверти), орнаментальности и декоративности рисунка драпировок, рук, в склонности к детализации и мягком высветленном колорите, в его «восковом» свечении.
Юность Сандро пришлась на время расцвета и могущества Флоренции. В ту пору Медичи, фактические правители города, превратили его в "царство муз и искусств", королевство праздности и развлечений. Во Флоренции не прекращались пиры, скачки, охоты и карнавалы, "золотая молодежь" состязалась в "джоттах" - конкурсах на самое pоскошное оружие и одежду, а также - в острословии и умении сочинять сонеты. Лоренцо Великолепный, двадцатилетний "отец города", сам писал стихи, отлично разбирался в античной и современной литературе, покровительствовал науке, философии и искусствам: живописи, поэзии, скульптуре. Его младший брат Джулиано был настоящим красавцем любимцем всей Флоренции. И, конечно же, как же Флоренция без легенды?
Имя Джулиано неразрывно связано с другой известной Флорентийкой- Симонеттой Веспуччи, первой красавицей города.
В эту прелестную особу были влюблены оба брата. В разных источниках я каждый раз натыкаюсь на разногласия: одни утверждают, что Симонетта состояла в любовной свзяи с Джулиано, другие категорически отрицают факт интимной близости. А Боттичелли стал свидетелем этой непонятной и трогательной истории любви, которая последствие породила столько легенд и слухов. Симонетта стала для него олицетворением идеальной женской красоты и недостижимым сокровищем.
К стати, она умерла в возрасте 23 лет от чахотки, а ровно через два года Джелиано был заколот вследствие придворного заговора. Просто прелестный сюжет для Ренесансного романа!
И, конечно же, Именно Симонетту художник рисует в образе средневековой Венеры.
Картина написана по заказу Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи и предназначалась для украшения виллы Кастелло. В то время картины не принято было обрамлять в раму и вешать на стену. «Рождение Венеры» служило украшением кровати. Если приглядеться, то можно заметить, что сверху она чуть обрезана (подобного уже зрелый художник Ботичелли допустить просто не мог).
Картина изображает рождение небесной Венеры из пены моря, или таинство явления в мир Красоты. Под дуновением Зефира, проносящегося над морским пространством в объятиях своей возлюбленной Ауры, богиня приплывает на раковине к берегу. Ее встречает Ора, готовая накинуть на нагое тело Венеры плащ, расшитый цветами. Если «Весна» ассоциируется с праздником в царстве богини любви, то эта композиция представляет богоявление. Так мыслилось неоплатониками загадочное возникновение Красоты. По словам исследователя творчества Сандро Боттичелли Герберта Хорна, одухотворенный строй чувств пронизывает картину, Венера «является в свете невыразимого блаженства, от которого веет скорее кругами Рая, нежели высотами Олимпа».
Венера- это идеальное воплощение того особого «боттичеллевского» типа, который безошибочно узнается в произведениях мастера. Особое выражение безгрешной чистоты и безмятежности, странной отрешенности и грусти. Это мечтательная, хрупкая, немного усталая красота.
За эту картину современники ругали художника, потому что написана она вовсе не по канонам времени. Самое главное, что на картине отсутствуют принятые в то время пропорции. Да и в народе ее тут же окрестили «Чахоточной Венерой» (мы же помним да, что Симонетта умерла от чахотки?).
Симонетта была музой Боттичелли долгие 15 лет, он изобразил ее и в известной «Весне» в образе Флоры.
Но на этом история картины не заканчивается.
Во Флоренции появился безумный монах Джироламо Савонарола, проповедовавший смирение, отказ от мирских соблазнов, считавший, что светское искусство - "от дьявола" и подлежит уничтожению. И самое страшное, во Флоренции - "царстве муз и праздности" - Савонарола нашел множество сторонников, среди которых были даже просвещенные люди - философы, художники, скульпторы. Савонарола призывал уничтожать картины с обнаженными женскими телами, так как они сеют разврат и похоть. Савонарола проповедовал покаяние и моральное воздержание, а всякое искусство считал проявлением похоти.
Во время своей власти во Флоренции, он совершил поход против упадка нравов, излишеств и гуманистического духа Ренессанса, учредив обычай так называемых «костров тщеславия». Он посылал своих служителей обходить дома, собирая предметы, которые представлялись им грешными: зеркала, языческие книги, косметику, записи светских мелодий и музыкальные инструменты, шахматы, карты, тонкие ткани и светские картины. Художник Боттичелли, поддавшийся воодушевлению Савонаролы, бросил в эти костры немало своих картин.
Самое ужасное, что за хранение подобных произведений полагалась казнь. И даже Медичи не избежали бы страшной расправы. Поздно ночью они снимают «рождение Венеры» и тайно вывозят из города, рискуя при этом не только собственным именем, но и жизнью.
Что разглядели Медичи в картине не известного автора, мне сложно сказать, но из года в год меня потрясает история одного шедевра, история любви (которой возможно не было и в помине) и история одного города и все эти странные, мистические переплетения…