Имя режиссера Акиры Куросавы, на слуху, но встретив очередной раз его в кинокритике, я сообразила, что совсем не знаю его творчество. Знакомиться начала с фильма "Под стук трамвайных колес", доверив выбор интуиции.
Фильм оказался очень живым, неожиданно для меня. Я то представила себе черно-белого меланхоличное действие, в стиле безнадежного реализма, глядя на которое я буду непрестанно задаваться вопросом: зачем мне это? А оказалось все просто в точности до наоборот. Фильм, действительно, о реализме, но скорее с магической стороны, как умеет его показать еще только Маркес. И еще, этот реализм полон ярких красок и цветов, что позволяет взглянуть на жизнь под редким для кинематографа ракурсом: жизнь драматична, люди иногда глупы или жестоки, но ни тоска, ни скука ей не присуща. Красно-желтые юбки героинь, драмматичное закатное небо и яркие веселые рисунки, которыми оклеен грустный дом словно напоминают зрителю об этом каждый миг.
Истории и характеры которые показаны в фильме такие общечеловеческие, что ни национальность, ни время не отдаляют их от зрителя. Истории о том, что мешает людям достичь счастья, и наоборот, о том как они находят дорогу к счастью. Фильм начинается и заканчивается одним персонажем, который вначале нам кажется очень несчастным, а в конце, чуть ли не самым счастливым в этом фильме.
Особенно на меня произвел сильное впечатление один персонаж. В каком-то смысле японский ответ русскому канонизированному Князю Мышкину. Тоже очень счастливый по своему. Он вел философские беседы со своим меленьким сыном, рассказывал ему о мире. А еще строил дом: очень тщательно и со вкусом, продумывая все удобства и учитывая все пожелания малыша. Он тратил на это все свое время, душевный огонь и силы, но только строительство... было воображаемое. А в реальности этот герой не делал ничего, даже еду для него добывал маленький сын, который, как Будда, видел все, но был очень добр. Воображаемая жизнь требует реальных жертв. И даже то, что жертвой (очередной видимо) стал сын, не заставило этого "архитектора" покинуть мир фантазий.
Мудрый сосед сказал, что он страдает от робости, которую окружающие принимают за гордыню. Как бы там ни было, но на меня это подействовало как катализатор сделать кое что в реальности... Интересно, что желание быть на кого-то похожим с возрастом стало гораздо реже служить стимулом, а вот желание на кого-то НЕ быть похожим, наоборот, чаще подталивает к действиям.
А картинка все равно новогодняя. На ней - фонтан, постороенный одним австрийским художником, который строил свои замки в реальности )