Москва. Аэроэкспресс из Внуково. «Мне нужен аэроэкспресс. Нужна электричка на Киевский вокзал», - я твердила про себя как мантру. Я быстрым шагом шла по зданию аэропорта, выискивая взглядом указатели и иногда сшибая тяжелой сумкой кого-то из встречающих. Меня встречать не обещали. Мне нужна была электричка.
Указатели вели к будке из стекла и металла. Рядом с будкой стояли женщина с сумками и девочка. Подождав, пока я поравняюсь с ними, женщина спросила, где тут вход. Где вход, я не знала. С одной стороны большими буквами было написано «Выход» и сквозь стекло виднелись эскалаторы. Другой стороны не было. Подошла женщина в униформе аэропорта. Я спросила ее. «Да вот же - на лифте вниз спускайтесь». Серым было дождливое небо, серой была будка, я разглядела, наконец, в стене серую дверь лифта, выходящую прямо на улицу, и маленькую серую кнопку вызова. Вчетвером мы зашли в лифт. Служащая нажала третий этаж, двери закрылись. Цифры на табло стали меняться, но лифт не двигался. Двери снова открылись, я увидела пустой, просторный коридор, серый, конечно же, заканчивающийся тупиком, по которому служащая сразу же быстро пошла. Указателей не было по-прежнему. «Компьютерная игра какая-то, нажмите F1 для справки». Подхватив сумки, мы поплелись вперед, наконец, сбоку увидели выход к кассам и эскалаторам. Билет представлял собой обычный кассовый чек, только со штрих-кодом, который, видимо нужно было всунуть в турникет. Но на турнике надпись ясно гласила: «для магнитных карт». Больше указателей не было. Мои спутницы от меня не отходили, так как были в еще большем недоумении. Обернувшись к кассе, я уже скандальным голосом поинтересовалась, что и куда здесь вставлять. Кассирша с видом «понаехали тут, Москва не резиновая» проорала в ответ, что стало понятно, что турникет не только для магнитных карт. Я запихнула чек в агрегат, он его пожевал, выплюнул и открыл дверки. Дождавшись спутниц, я ступила на эскалатор, ровно двигавшийся на платформу.
Эту подземную станцию явно строили для съемок очередной серии «Звездных войн». Пластик, металл, незаметная подсветка, какие-то балки на потолке, полностью металлические, ледяные на ощупь сиденья. Поезда ходили примерно раз в час, замерзать пришлось долго…
Киев. Ботанический сад на берегу Днепра. Очень живописный, просторный, опрятный. Поделен на географические зоны - горы Кавказа, Крым, альпийские луга, растительность Средней Азии и т.п. Горки, склоны, буераки, непроходимые чащи, редколесья и степные пейзажи. Всюду змейками изгибаются асфальтированные дорожки с небольшими табличками по краям с названиями видов, родов и семейств. Дышится легко, солнце пробивается еще сквозь сизоватую утреннюю дымку. «Бук европейский», «Бук восточный», «Бук крымский» - это чрезвычайно познавательно в середине апреля, когда почки на деревьях только набухли, и деревья в лучшем случае отличаются лишь корой и формой кроны. Приходится довольствоваться оранжереями и хвойным участком - фотографии можжевеловых зарослей, елей, туй и пихт оказались потрясающе красочными.
Пятигорск. Будучи в Ставрополе в командировке, я на выходные задумала съездить куда-нибудь в курортное местечко посмотреть достопримечательности. Началось все так. Когда мы еще с одним айтишником только приехали в Ставрополь, наши гостеприимные коллеги повезли нас поужинать в таверну на окраине города. Заведение было оформлено в очень русском стиле - с печкой, вышитыми рушниками, деревянными лавками, пластмассовыми аистом и лягушкой на маленьком прудике и филином с ввернутыми в глазницы электрическими лампочками, которыми он яростно сверкал на входящих во двор. Еще в прудике жили настоящие лягушки, своим громким кваканьем заглушавшие все разговоры. В-общем, душевно сидим, общаемся. Тамошние рассказывают от красотах и достоинствах Ставропольского края, мол, - российская житница, здравница и т.д. «Считайте, кто не был в Пятигорске/Железноводске/Кисловодске/Ессентуках, потерял полжизни…». Про полжизни я засомневалась, но истории запали в душу: «А как там - не опасно? Не зарэжут? Кавказ же?», - «Не-е, там же отдыхающих полно, чего там, обязательно съезди». К слову сказать, ребята бы меня свозили туда, если бы им не нужно было уезжать самим на следующие несколько дней учиться. Позже, когда я намеками стала интересоваться, куда все-таки безопасней, ближе и интересней поехать и что посмотреть, народ забеспокоился: «Да куда ты одна?! Это же Кавказ!».
В-общем, выбрала я Пятигорск, как самый цивилизованный и ближний город и в субботу двинулась туда на автобусе. Упомяну лишь, что добиралась очень долго и нудно, автобус несколько раз ломался по дороге, и приехала я уже сильно после полудня. Надо отметить, что Пятигорск относится к тем немногим местам в России, где очень много солнечных дней в году. Я приехала - моросил дождик. Оба дня моросил с небольшими перерывами, а когда уезжала, начался ливень. История повторила произошедшую несколько лет назад, когда мы с компанией йогов ездили на озеро Эльтон, где в принципе летом осадков нет, а мы попали под монотонно зарядивший на все выходные дождь.
Первые 2-3 часа я упорно шагала по улицам, начерченные на карте города самыми широкими полосами, дышала пылью и гарью, слушала рев грузовиков и лай собак из-за заборов частных домиков и безуспешно пыталась сквозь темные облака сфотографировать вершины Бештау. Затем сообразила, что широкими полосами на карте изображены все-таки автотрассы, а не бульвары с фонтанами, которые я так ожидала увидеть. На центральной улице все изменилось: неспешно прохаживающиеся отдыхающие и жители, прохладные, темные коридоры каштанов, сувенирные магазинчики с выставленными на витринах узорными вазами, причудливыми подсвечниками, матовыми статуэтками и блестящими на свету кальянами, квасные киоски и сладкая вата на палочках.
Улица медленно ползла в гору, пробираясь сквозь парк и поднимаясь еще выше, постепенно оставляя суету цивилизации внизу. Улица заканчивалась на середине горы смотровой площадкой и крытой галереей с энтологическим музеем. Отсюда, со смотровой площадки, открывался вид на большую часть Пятигорска.
Вечером я пошла в театр на местную оперетту. Давали «Фиалку Монмартра» Кальмана. Мой любимый композитор в детстве - я никак не могла упустить такой случай! Играли средненько. Вид актеров напоминал интермедию Семена Альтова: «Через месяц Майечка не так уж и выделялась на фоне других балерин», где «новый русский» пристроил свою дочь Майю в балет взамен на обещание финансировать театр и кормить артистов, а артисты на халяву стали уплетать за обе щеки.
Попав в театр, ощутила себя в другой жизни. Это я торопилась - торопилась осмотреть город, торопилась подняться на Машук, торопилась опустить руки в горячий источник и прочитать историю Провала. Мне катастрофически в эти два дня не хватало времени на спокойный отдых, и всегда не хватает, куда бы и зачем я ни приезжала просто потому, что отдых в моем привычном понимании - это смена деятельности, а по-иному мне сложно. В итоге из своих поездок я часто возвращаюсь физически вымотанной. А люди, приехавшие сюда на три-четыре недели, не считая часов, спокойно сидят в кафе или в беседках, гуляют по санаторным улочкам, берут напрокат велосипеды и, не спеша, поднимаются по терренкурам. То же и в театре, просто какие-то чеховские времена. «Ах, душенька, Александра Никаноровна, не ожидала Вас здесь увидеть! А вчера, вчера, Вы были? Приезжали гастролеры - драмтеатр, ах, прелестно, такой спектакль! А Вы где остановились?», - «А я, Федор Иванович, дорогой, в …ском санатории. Там такие чудесные ванны доктор прописал - Борис Адамович - знакомы с таким? Это - светило, мой ревматизм тотчас же прошел». Почувствовала, что мои джинсы и ветровка несколько диссонируют с вечерними платьями почтенного возраста дам и бархатными портьерами зрительного зала…
Пятигорск. Вагончик фуникулера плавно поехал к вершине Машука. Верхушки деревьев проплывали внизу. Высота на самой горе - около тысячи метров над уровнем моря, но мне было тяжеловато дышать - непривычная я к горам, мне и в Ставрополе воздуха постоянно не хватало. Фуникулер был интересный - можно было взять билеты туда и обратно, а можно - только в один конец, а спуститься потом пешком по горе. Наверху кассы не было. Посмотрев, что большинство собирается спускаться ногами и, решив, что буду идти сзади какой-нибудь группы, чтобы не бродить одиноко в лесу, я купила билет без права возвращения.
На вершине, как, впрочем, можно было предположить, народ разбрелся: кто - смотреть телевышку, кто тут же устроил пикничок, кто просто лег под дерева, вперив взгляд в обещавшие мало приятного тучи. Обогнав пару раз взявшуюся невесть откуда четверку пожилых туристов с рюкзаками, которые пробовали лепестки шиповника на вкус, я поймала на себе их любопытные взгляды. «А Вы не хотите с нами пойти? Ну, чтобы не одной… Правда, мы напрямки через лес…» Что ж, через лес - так через лес. Пообещав, что к трем часам, как мне нужно, я буду на автовокзале, мужчина зашагал вперед, ища подходящий спуск. Женщины предложили бывшие у кого-то из них запасными резиновые сапоги. Кажется, я напрасно отказалась, мои городские мокасины оказались совершенно не подходящими для такого рода прогулок. Трава еще не высохла после шедшего всю ночь ливня, и на первом же склоне я проехалась спиной по суглинку, едва не вывихнув ногу. Бывшая ранее почти белой ветровка стала выглядеть впечатляюще. Туристы оказались милейшими людьми, предложили дойти до источника постираться, правда, до него, как я поняла, было слишком далеко. Сами они выбрались на воскресенье в традиционный поход, они каждую неделю ходили все вместе по окрестностям. Мы немного пособирали грибы, полюбовались видом с горы. На привале меня угостили нехитрым обедом (сама я, кроме бутылки с водой, к сожалению, им ничего предложить не могла, хотя и очень хотелось как-то отблагодарить), показали снимки с предыдущих походов, рассказали кое-что про Пятигорск. Удивившись, что я до сих пор не посетила место дуэли Лермонтова, они тут же изменили маршрут и повели меня к обелиску. До Лермонтова мы шли через лес около полутора часов, от него выходили уже по-другому - дорога до трамвая заняла минут десять…