Оригинал взят у
pervozvansky в
Великая пятница: Распятие и Крестная смертьОригинал взят у
mariya_gorodova в
Великая пятница: Распятие и Крестная смертьВеликая пятница Страстной недели - самый скорбный день в году. Именно в пятницу совершилось Распятие и Крестная смерть Христа на Голгофе.В Великую Пятницу не служится Божественная Литургия, так как в этот день Сам Господь принес себя в жертву. Вчера, в Великий четверг, мы переживали события Гефсимании - когда Иисус, удалившись от учеников, в Гефсиманском саду трижды молился - молился до кровавого пота: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия", - молит Иисус Бога Отца, но тут же, следом произносит, - впрочем, не как Я хочу, но как Ты". Душа Иисуса скорбела и тосковала, он просит Петра и двух других учеников "бодрствовать с ним", но ученики, не выдерживая напряжения, засыпают.
"Тогда приходит к ученикам Своим и говорит им: вы всё еще спите и почиваете? вот, приблизился час, и Сын Человеческий предается в руки грешников; встаньте, пойдем: вот, приблизился предающий Меня. И, когда еще говорил Он, вот Иуда, один из двенадцати, пришел, и с ним множество народа с мечами и кольями, от первосвященников и старейшин народных. Предающий же Его дал им знак, сказав: Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его. И, тотчас подойдя к Иисусу, сказал: радуйся, Равви! И поцеловал Его. Иисус же сказал ему: друг, для чего ты пришел? Тогда подошли и возложили руки на Иисуса, и взяли Его". Конечно, по Своей Божественной силе Иисус мог бы и остановить стражников - ведь Он повелевал буре прекратиться, Его Божеству подвластны все стихии природы, что там люди? Вон, Петр, желая остановить стражников, помешать аресту Иисуса, отсек одному из архиерейских слуг ухо. И Христос совершает чудо: плоть подвластна Ему - Он берет это ухо и заживляет его. Но при этом послушно, смиренно идет вместе с арестовавшими его на суд. Как это понять, в чем дело? По Своей Божественной сути Иисус мог тысячью способов избежать ареста. Но нет, этого не происходит. Очень важный момент - уяснить, почему? Потому что Иисус добровольно, из любви к людям, умаляет Свою Божественную природу, то есть делает ее меньше, фактически ничтожной. Он принимает арест - потому что "так должно быть", потому что в этом воля Божья, потому что это предсказывалось пророчествами. Но главное, он принимает это из любви к людям. Зная, что за арестом последует неправедный суд, осуждение Его, невиновного, на Крестную казнь, дорога на место Распятия - Голгофу, Крестные Страдания и вот, сама, Крестная смерть. Все это ведомо Иисусу. И Он принимает их.
Крест - символ Великой пятницы. Он высится в центре каждого храма, и верующие приходят поклониться ему. Почему? Почему мы поклоняемся тому, что послужило средством мучительной смерти?
Когда-то крест (здесь еще со строчной буквы) был самым страшным орудием казни, до которого смогли додуматься люди. Позорным и чрезвычайно жестоким. Местами казни обычно становились возвышенности невдалеке от городов, вдоль дорог - для устрашения. Ведь смерть на кресте была не просто мучительной, но и долгой, часто казненный висел несколько дней, так, что ему, еще живому, птицы выклевывали глаза.
Преступника, приговоренного к распятию, сначала раздевали, оставляя только узкое препоясание вокруг чресл, потом он, беззащитный и униженный, под взглядами толпы, понукаемый стражниками, нес свой крест или только поперечную перекладину креста долгим скорбным путем - к месту казни.
Читать дальше...
Российская газета: Великая пятница: День Распятия и Крестной смерти