Как вы помните, я села в туристический автобус у Бранденбургских ворот. Наушников не дали. Впереди сидел экскурсовод и рассказывал в микрофон, что видел, на немецком и на английском, по пути задирая туристов. Больше всех досталось шумным итальянцам. Меня он заметил, когда я пыталась незаметно слопать прихваченный у Майкла мандарин:
- Вкусно ли вам, милая фрау?
Весь автобус уставился на меня. Я, как водится, покраснела и словно змея заглотила мандарин целиком.
- Угу.
- Ну, вы кушайте, не стесняйтесь, - продолжил игривый немец.
- Вот, ты гад! - подумала я, достала второй мандарин и съела его уже внаглую, смакуя каждую дольку.
Тем временем за окном проплыл какой-то очередной участок Стены. Экскурсовод сказал что-то про музей СС. Я подскочила и выбежала на улицу. Внутренний голос сказал мне, что надо туда сходить.
Но первым был музей Берлинской стены под открытым небом.
От этого участка Берлинской стены осталась только линия на асфальте и надпись: "Берлинская стена 1961-1989". Желтыми буквами обозначены Восток и Запад.
Вокруг полно вот таких вот лубков и наших соотечественников.
Рядом что-то типа музея машинки.Помните рисунок с ней на Берлинской стене? В народе ее называют "Траби" (полное название - Sachsenring Trabant («Заксенринг Трабант»), - марка восточногерманских микролитражных автомобилей, производившихся народным предприятием
Sachsenring Automobilwerke) она является одним из символов ГДР.
И вот оно! Вернее вот она! Обитель зла!
За этим куском стены когда-то находились штаб квартиры СС и гестапо. От зданий остались только фундаменты и огромный пустырь.
(Вася был и здесь)
В 2010 было построено здание музея "Топография террора"
Вход, разумеется, бесплатный. Музей очень интересный. Музей, посвященный преступникам.
Вот как это страшное место выглядело при жизни режима, вполне себе по-имперски.
А вот и сами ЭСЭСовцы, в часы досуга.
Зайчики, правда?
Надпись рядом гласит: ""сотрудники СС, на экскурсии.
В музее много сенсорных мониторов и наушников. Можно подойти и посмотреть, реальные архивные съемки расстрелов, пыток, захоронений, послушать голос Гитлера и прочих. Меня все это все заворожило. Как смотреть на мертвечину: и жутко, и не оторваться. Больше всего меня удивил стенд, посвященный преступлениям нацистов в нашей стране. Для меня с детства эта война была, в первую очередь, нашей трагедией, какого-то гигантского и непостижимого масштаба. А тут один... мааааленький стенд! Хотя не такой уж и маленький. Стандартный стенд этого музея. СССР - всего лишь одна из страниц истории Второй мировой и нацизма! И подобных стендов там десятки. Не думаю, что тут какое-то замалчивание и принижение нашей страны, скорее, объективная реальность. Больше всего информации о деятельности нацистов в самой Германии: уничтожение психически нездоровых людей, геев, евреев, расстрелы несогласных. Портреты красивых, молодых женщин на скамье подсудимиых. Оказывается, эти милые фрау были обучены гуманно душить еврейских младенцев. Ни тени раскаяния на лице. "Я служила моей стране и моему фюреру", - говорит самая юная из них.
Начинало темнеть. Пора было бежать дальше, успеть увидеть хоть что-то еще. Я отправила сообщение Майклу: "Встречаемся у музея СС". Получила ответ: "Хорошо, а где это? Скажи станцию метро." Приплыли: берлинец Майкл не знает, где находится музей СС.
Мы встретились на Поцдамер платц, через 30 минут.
- Я думаю, мы пойдем с тобой в центр Sony, потом к мемориалу Холокоста и потом к Рейхстагу, а вечером я тебя покину. У мамы юбилей, я должен посидеть с ней и с ее толстыми пожилыми подругами, - распланировал наш вечер Майкл.
Мы прошлись по третьему, современному центру Берлина и снова вернулись к теме войны. Мемориал жертвам Холокоста. Я много раз видела его на фото и думала, что этот комплекс совершенно бессмысленное использование пространства. Сначала, я даже не поняла, что Майкл ведет меня именно туда.
Мемориал состоит из большого количества (2700) надгробных плит из серого гранита. Чтобы вы осознали масштаб трагедии, стащила фото из википедии.
Майкл объяснил мне, что автор мемориала хотел, чтобы оказавшись среди этих надгробий, человек почувствовал хотя бы крошечную часть ужаса и безысходности, выпавшей на долю евреев. Берлинец говорил это очень искренне. Я подумала: "Еще бы, такое бессмысленное и беспощадное использование пространства!" Но позже я поняла всю патетику берлинца...
Чем дальше мы шли, тем тише становились звуки внешнего мира: шум машин, голос людей. Мы все глубже вязли в могильной тишине и серой бессмысленности. Это было сильное ощущение, видимо, также благодаря вечернему времени. Я остановилась, спряталась от Майкла и попробовала представить все то, о чем он рассказывал. Это получилось довольно легко: одиночество, безысходность и жуть... Тут я, действительно, оценила мемориал жертвам Холокоста, пожалуй, не такой он и бессмысленный, возможно, даже гениальный.
Вдруг вокруг раздались визги и хохот. Я стала звать Майкла. Он выглянул из-за соседней плиты: "Это студенты, здесь рядом их бар. Они любят напиться и бегать тут по ночам, пугать друг друга. Не все понимают..." - сказал он смущенно. Это было забавно, Майкл сам студент и сам не дурак позажигать (судя по его фоткам с Ибицы), рассказывает, как несерьезны другие студенты. Я развеселилась и помчалась от него с криком "Убивают! Помогите!" Параллельно со мной бежала девушка и громко кричала по-испански, мы видели друг друга в просветах плит и улыбались друг другу как сообщницы. Майкл догнал меня с другой стороны мемориала, взгяд у него был странный. Наверное, хотел бросить сумасшедшую русскую тут же и сейчас же. Но чувство долга настоящего полицейского превыше всего! Мы отправились к Рейхстагу...
Предыдущие истории по теме
Германия. Intro. Берлинские Мишки Продолжение про Берлин. Кто победил в войне. Рождественские ярмарки. Германия.