«Как сообщала газета ВЗГЛЯД, российский кинорежиссер Алексей Герман-старший
скончался от почечной недостаточности в четверг на 75-м году жизни в Военно-медицинской академии в Санкт-Петербурге.»
.Картина «Трудно быть богом» фактически завершена. Осталась только перезапись звука. Все остальное готово. Она будет закончена в обозримое время. Этот фильм отец снимал, уже сильно болея, жертвуя ради него своей жизнью. Фильм снимался долго и мучительно», - отметил он. Герман-младший называет эту картину, снимавшуюся по одноименному роману братьев Стругацких, главной работой в жизни его отца.
Производство фильма началось в
1999 году. Заглавие литературной основы, книги братьев Стругацких «Трудно быть богом», за время съемок закрепилось и за фильмом (уже тогда режиссёр стал называть его своей последней работой).
В 2007 году Леонид Ярмольник сказал: «Сейчас мы заканчиваем
озвучивание, и я надеюсь в 2008 картина выйдет…». К весне 2008 года Алексей Герман завершил монтаж фильма, и в конце февраля состоялся тестовый показ картины с черновым звуком
[3]. Черновая версия была показана автора журнала "Сеанс". В отзывах критики сравнивали фильм с картинами Андрея Тарковского, такими как "Андрей Рублёв". Отмечали жёсткость и натуралистичность картины, проработанность деталей.
Из интервью от 21.09.2011
- А что сейчас происходит с вашей картиной «Трудно быть Богом», о которой все слышали, но пока мало кто видел?
- С моей картиной случилось следующее: во-первых, я здорово заболел сердцем, после чего мне стало очень тяжело активно заниматься. Я всегда брал полторы смены, работал по 12 часов, сейчас я этого делать не могу. Это первое. Второе - технически очень сложно. Если раньше для того, чтобы озвучить сцену из 12 человек, я мог позвать 6 человек, а потом еще 6 человек, и на двух кольцах все это записать, то сейчас, в связи с появлением новой замечательной голливудской техники, мы должны записать 12 колец, то есть из 12 человек каждый, даже если он просто говорит слово «му», должен сказать свое «му» отдельно. Это несложно, когда один гангстер рубит другому пальцы, а третий насмехается, но если у меня в кадре редко когда меньше 18 человек бывает, это довольно сложно. Это 18 отдельных записей, которые нужно соединить в одну. И поэтому я сижу, сижу, сижу с озвучанием, вылизываю все.
- Для себя вы какие-то сроки ставите?
- В следующем году картина будет готова. Практически вся она уже сделана. Три года назад я ее показал людям, но в черновом варианте, без озвучания. Кому-то она понравилась. И я знаю, фестивали всякие заинтересовались. Но с тех пор три года я занимаюсь чисто техническими штуками......
Ярмольник.
- Что вам дала работа с Германом?
- Односложно сказать не могу. Как говорил Высоцкий, "на такой вопрос можно ответить только маленькой брошюрой". Это невероятное счастье - работать с Германом. И поразительный опыт. Тебе открывается совершенно другой способ существования в профессии - и с точки зрения актерского ремесла, и по тому, как делается кино. Безусловно, съемки у Германа дали мне многое. Подробнее ответить на этот вопрос я смогу, наверное, тогда, когда фильм соединится со зрителем.
- Герман пригласил вас в свою картину, потому что такой у него принцип - брать комедийных актеров на драматические роли?
- Не знаю, принцип ли это, но некая традиция прослеживается: Андрей Миронов в "Лапшине", Ролан Быков в "Проверке на дорогах", Юрий Никулин в "Двадцати днях без войны"... И я не сказал бы, что Герман тут нарочно стремился сломать актерское амплуа. Просто он справедливо считает, что клоун, шут лучше, чем кто бы то ни было, способны передать всю глубину человеческой натуры, выразить боль, обнажить трагедию.
Будем ждать, посмотрим. Мне очень не хочется, чтбы из премьеры этого так долгожданного фильма сделали антипутинскую пиар-акцию, а подозрение такое есть...