Предложение по законодательным ограничениям для спецслужб

Feb 12, 2012 22:43



Митинг «За честные выборы в России», прошедший в Мюнхене 4 февраля, принял предложение инициировать законодательное ограничение на участие спецслужб в публичной политике в рамках международного права.

Главным основанием этой инициативы является оценка ситуации в России, где спецслужбы во главе с Путиным и связанные с ними чиновники фактически узурпировали власть.  Используя специальные методы влияния и корпоративные связи, они контролируют все ветви власти, политические партии, СМИ и выборы. Механизмы общественного контроля за деятельностью спецслужб в России отсутствуют, равно как и однозначная общественная оценка истории спецслужб в советский период. Поэтому вопрос о люстрации, вновь поднятый российским обществом, сейчас по-видимому, не имеет внутренних ресурсов для его решения. Вместо этого, появляются попытки законодательного закрепления контроля ФСБ за депутатами парламента, проекты расширения производства вооружений, развивается агрессивная антизападная и националистическая риторика, к дипломатическим миссиям привлекаются сотрудники госбезопасности и внешней разведки.

В условиях отсутствия общественного контроля за властью, манипуляции общественным мнением через пропаганду в СМИ, административном давлении, дискредитации оппозиционных партий и гражданских протестов, самостоятельный выход России из политического кризиса вряд ли возможен. Нарушены фундаментальные права граждан на получение объективной информации, на что указывают массовые нарушения в ходе парламентской и президентской предвыборных кампаний. Понятно, однако, что власть потеряла легитимность не только в смысле нарушения формальных процедур на выборах, но и в смысле общественного договора. В этих условиях не исключена возможность революции или диктатуры, что представляет опасность не только для России, но и для всего мирового сообщества.

Вместе с тем, усиление власти спецслужб касается не только России. В других странах, в том числе в странах развитой демократии, есть примеры участия сотрудников спецслужб в правительствах, контроля за  деятельностью политических партий, искажения информации в СМИ, в частности, в ходе освещения событий в Ливии, примеры слежки и секретного контроля. Между Россией и другими странами, прежде всего США, происходит постоянный обмен обвинениями в нарушениях прав человека, поиск шпионов, раскрытие секретных заговоров и досье. Все это не может не повышать напряженности  и недоверия между странами и фактически препятствует выходу из кризиса, решению политических и социальных проблем.

Усиление прямого и косвенного участия  спецслужб в политике в последние годы связано с развитием новых информационных технологий. Спецслужбы имеют секретный доступ к информационным ресурсам и специальные методы влияния на политику. В рамках обеспечения кибербезопасности, они имеют возможность блокировать Интернет-ресурсы и социальные сети. Поэтому необходима разработка международного законодательства в этой области. Оно должно ограничивать любое вмешательство в частную жизнь граждан, в том числе со стороны правительств, а также запрещать вмешательство в процедуры выражения общественного мнения в СМИ и на выборах.

Сейчас все настойчивее высказываются мнения, что публичная политика должна быть строго определена как компетенция гражданских лиц и дипломатов, которые должны сотрудничать с независимыми экспертами и представителями общественных организаций для эффективности и широкого взаимодействия. Так, в докладе Евро-Атлантической Инициативы в области безопасности (EASI) подчеркивается, что решение всех разногласий должно решаться исключительно дипломатическими и правовыми методами, без перехода к военной силе или угрозам ее применения. Необходим отход от типа мышления, свойственного эпохе холодной войны, демилитаризация стратегических отношений между Россией, Европой и США.

Эти инициативы требуют расширения законодательной базы в международном праве. Необходимо создать законодательные рамки для политического сотрудничества в новых информационных условиях. Участие спецслужб в публичной политике и в правительствах противоречит современной культурной и информационной ситуации. Современному миру нужна открытая политика, участие науки и общественных организаций в принятии важных политических решений.

Поэтому мы предлагаем начать разработку соответствующих положений в области международного права. Предварительно, основные положения могут быть сформулированы так:

Обращение к Совету Европы, Комиссии по международному праву ООН, другим международным институтам и общественным организациям

Violation of the principles of international relations prevents normal communication (international delict).This legal framework is especially desirable now because security services use secretly new information technologies. Their presence raises tension and distrust in the relations between states and prevents peoples from finding a way out of the crisis. Therefore, we suggest initiating a special regulation in the international law that shall exclude participation of security services, secret police and the affiliated people in public policies and international affairs.

Die Verletzung der internationalen Grundprinzipien verhindert normale Kommunikation (internationales Deliktrecht). Dieses Grundprinzip ist heutzutage besonders wichtig, weil Geheimdienste moderne Informationstechnologien geheim nutzen. Geheimdienste in der Politik verhindern internationale Beziehungen durch Misstrauen und Spannung, ohne eine richtige Lösung für die Krise und andere politische Probleme zu finden. Deswegen dürfen Mitglieder der Geheimdienste, oder die mit Geheimdiensten verbundenen Personen kein Recht haben, in den Regierungen, sowie als Beamter oder Botschafter in der öffentlichen Politik arbeiten. Um Menschenrechte und Frieden in der Welt gewährleisten zu können, wird eine Regulierung des internationalen Gesetzes vorgeschlagen, die Teilnahme der Geheimdienste in der öffentlichen Politik verbietet.

Нарушение принципов международных отношений препятствует нормальной коммуникации (международный деликт). Эти принципы сейчас становятся особенно необходимыми, поскольку спецслужбы или службы безопасности бесконтрольно используют в своей деятельности современные информационные технологии. Их участие в политике повышает напряженность, вызывает взаимное недоверие и препятствует выходу из кризиса, равно как и решению других политических проблем. Поэтому мы предлагаем начать разработку в международном праве специальных положений, имеющих силу законодательства, с целью исключить участие членов секретных спецслужб и лиц, связанных со спецслужбами, в публичной политике, в качестве членов правительств, а также в качестве переговорщиков на международном уровне.

Мы выносим эти предложения на обсуждение и предлагаем гражданам, экспертам в области международного права и правозащитникам принять в нем участие и внести свои предложения.

Ссылки по теме: http://www.facebook.com/messages/#!/groups/munich.freie.wahlen/

Спецслужбы, общественный контроль за властью, законодательство

Previous post Next post
Up