Этот вопрос я себе никогда не задавала, что, вообще говоря, мне самой довольно странно - всегда любила договариваться о терминах. Впрочем, настоящая поэзия, как хорошая музыка, - попробуй определи. Да и нужно ли? Тут же вспоминается что-то вроде "чтоб вам не оторвало рук, не трожьте музыку руками". И всё-таки провокатор Веллер умудрился заразить
(
Read more... )
Я скажу об искусстве в принципе. Я - дилетант. Самый настоящий и ни разу не специалист. Поэтому любое искусство я воспринимаю по-дилетантски, по-обывательски, что ли.
Что для меня искусство, а что ремесло, я определяю очень просто. Через эмоциональный удар. Если я стою перед картиной и не могу оторваться, а в душе буря - однозначно искусство. Если нет, да хоть она трижды профессионально написана - ремесло, и не более того. И другого авторитета, кроме собственной души, для меня нет.
То же самое с любым видом творческой деятельности. Любой эмоциональный отклик, будь то слезы, смех, тихая грусть или радость, для меня показатель творчества.
Стихи, которые бередят мне душу - поэзия, остальное - графоманство.
Начинается мой список, конечно же, (догадалась уже?) с Цветаевой и Окуджавы. Но в нем еще очень много и разнообразного. Высоцкий - несомненно, Бродский тоже. Гумилев - да, Волошин - да!
Но и Губерман - да. И Иртеньев - да! И Городницкий - всенепременно. И Галич тоже. Одни "Облака" чего стоят. И мало кому сегодня известная Инна Кашежева - еще как!
А вот Ахматова, Пастернак и Мандельштам у меня на несколько ступенек ниже. Да, общепризнанные. А мое сердце они трогают гораздо меньше. Вот как-то так.
И забыла я, конечно, многих. Но вот великий русский поэт А.С. Пушкин меня никогда не трогал. Скорее уж Лермонтов.
Когда-то я брала у одноклассника на одну ночь томик Ницше. Так вот в своих безумно спешных метаниях по страницам этого томика я обнаружила следующее высказывание: "Жорж Санд - дойная корова с прекрасным слогом. Она заводит себя, как часы, и садится писать".
Вот именно так я отличаю ремесленника. Добротного, качественного ремесленника, а не поэта, художника, писателя...
Reply
Эмоциональный удар - наверное, и сеть основной критерий. У меня с ударами плохо, вместо удара испытываю некий приступ - учащённое дыхание, сухость во рту, слёзы в глазах, и что-то где-то внутри щемит. В общем, что-то душу разбередило.
Так у нас с тобой ещё и списки одинаково начинаются! И продолжаются сходно! И у меня Ахматова (в последние лет 15), Пастернак и Мандельштам не в списке, хотя умом понимаю, что место им там) Лермонтов тоже перед Пушкиным. Ну, это уже скорее в силу моего не очень радужного восприятия действительности((
Дойная корова - надо же! А ведь не одна Жорж Санд могла бы с честью носить это звание)) Я, кстати, ни одной её книги никогда не дочитала до конца)
Reply
"Консуэло" я читала запоем лет в 13-14. А потом уже все шло значительно хуже.
Reply
К своему стыду, даже "Консуэло" не дочитала( Впрочем, я пробовала уже лет в 20. В 14, можт, и проошло бы)
Reply
Leave a comment