Не ищите сходства - ищите различия!

Sep 29, 2012 17:16

С совершенно неожиданными для самой себя интересом слушаю лекции Дмитрия Быкова по литературе. Во-первых, они замечательно постороены и прочитаны. Во-вторых, я открыла в них много весьма любопытных фактов и вспомнила немало не менее любопытных, которые знала раньше, но давно успела забыть. Ну, и в-третьих некоторые мысли,  как бы попутно высказанные Быковым, приводят к размышлениям, никогда прежде меня не посещавшим. Вот, например, одна из них. В лекции о Бернарде Шоу Быков говорит буквально следующее: "Себе подобного человека любить возможно, но опасно... К счастью, любовь - это всё-таки способ познания мира... Любой из нас на личном трагическом опыте скажет - мы всегда ищем сходства… Мы чаще всего отыскиваем героя своего романа по общей тяге к прочитанным книгам, к услышанным где-то песням, по способности продолжить цитату - что кажется нам паролем - и Шоу, единственный из мировых интеллектуалов, … сказал нам: это самая страшная ошибка, самое опасное заблуждение".

Возможно, вне контекста лекции, мысль покажется странной и даже крамольной, но она доказывается примерами из произведений Бернарда Шоу, из "Воскресения" Толстого и даже из личной жизни самого лектора). Не углубляясь в литературоведческие изыски, скажу, что никогда так не думала, никогда так не делала, и, видимо, в этом была моя основная ошибка при поиске партнёров. Я не о женитьбе, разумеется. но это не меняет дела. Кстати, мысль Быкова заинтересовала одинаково как его  слушательниц, так и слушателей. А то, что задевает за живое, не задевает случайно. Вот ведь и правда - зачем мы ищем себе подобных, когда решаем избавиться от одиночества? Надо искать других. И учиться любить их. Тогда есть надежда на... а на что, собственно, тогда есть надежда? Наверное, на нечто новое, свежее - на то, чего раньше не было. И это здорово! Не удержусь и приведу несколько цитат из Быкова. Мне они кажутся не только любопытными, но и заставляющими задуматься.

"Пигмалион" и  "Цезарь и Клеопатра" содержат главную, заветную мысль Шоу: не любите тех, кого воспитали. Отпускайте их. Не связывайтесь с ними. Всякий мужчина стремится найти идеальную глину, из которой вылепит свой идеал; но мужчина устроен так, что может вылепить лишь второго себя - а жить с собой бессмысленно, неинтересно. Учитесь любить других… Хиггинс, один из бесчисленных протагонистов Шоу (Цезарь, кстати, в том же ряду), сам отлично понимает всю детскую глупость вечной мужской надежды «встретить идеал». Встретить можно, да и слепить не штука - штука в том, что жить с ним будет невозможно, потому что делать вместе уже нечего. Любовь есть путь - а если все дано с начала, куда двигаться. Легенда о Пигмалионе обрывается не вовремя: вырезал он из мрамора свою Галатею, оживил, а дальше что? А дальше, подозреваю, окаменел со скуки. Любопытно, что эта же мысль - независимо от Шоу - изложена в другой комедии об ожившей статуе, а именно в издевательской повести А.Н. Толстого «Граф Калиостро». Не со статуей жить, а с человеком

...Общеизвестно, что Толстой на середине работы крепко застопорился, ужасно на себя сердился за бездарность, срывал зло на домашних,- но однажды Софья Андреевна, войдя в комнату под сводами, увидела мужа веселым и просветленным: «Я все понял,- сказал он.- Она за него не выйдет!» Тут же и роман стронулся с мертвой точки: Катюша Маслова, ради которой Нехлюдов пожертвовал всем, от репутации до состояния,- полюбит другого. Он ей помилование выхлопотал и брак предлагает, а она полюбила Владимира Симонсона и осталась с ним. Если бы она вышла за Нехлюдова и они начали бы новую жизнь - это был бы кто угодно, но не Толстой. А так - перед нами классный роман о женской душе (а не о социальной несправедливости, как хотелось автору Большая часть советов и заветов Шоу сегодня лишилась всякой актуальности. Но один - думается, главный,- остался на века: не любите себя в других. Сотворите Галатею, кто же не велит - и пустите гулять по свету. Уподобьтесь Богу, создавшему Адама по образу и подобию своему - и выгнавшему его из рая, потому что Адаму так лучше.
Да и Богу, честно говоря."

Теперь слушаю "Перпендикуляр" Веллера. Замечательное перпендикулярное прочтение русской и мировой классики. Как пишет сам автор, "сколько-то соображающий человек должен и может слушать всех, но доверять на слово нельзя все-таки никому. Думать надо собственной головой".

Филологические самокопания

Previous post Next post
Up