Очень необычную, нетипичную книгу подарила мне Настя
anika_galich. Это не художественное произведение, не мемуары и не сборник интервью. Это записи занятий со студентами ГИТИСа, будущими театральными художниками, которые вел режиссер Дмитрий Крымов.
Занятия проходили во временя пандемии, поэтому учитель с учениками часто общался удаленно, по зуму, и записи сохранились, потом стенаграфировались бабушкой одного из студентов и вот в результате - вышла книга. Очень любопытная. 1500 экземпляров, не много, но и не мало.
Это настройка будущих театральных художников на определенный лад, попытка научить мыслить свободно и нестандартно, играть в ассоциации, видеть интересное в привычном, радоваться самому и удивлять зрителей. По сути - это монолог художника, самого Дмитрия Крымова.
«Удовольствие делания - есть первый признак правильного пути. Можете записать. Если ты делаешь что-то без удовольствия, это не гарантия, что это плохо, но это очень тревожный симптом».
Спектакль Крымова "БеЗприданница"
А я все думала: как же сложно этим студентам! В каком восторге они, наверняка, от мастера, и как боятся его разочаровать. Ведь им приходится не только слушать, но и выполнять его задания. Например, все получили авторов из списка "наше всё" - Толстого, Пушкина, Гоголя, Достоевского, Чехова и других. И каждому нужно было составить список своих ассоциаций, связанных с ними и их произведениями, чтобы вытянуть потом из этого то, что можно было бы воплотить на сцене. Кто-то радовал мастера, а кто-то огорчал, в основном, потому что мало читал, мало знает, и не может объяснить то, что попытался придумать.
Спектакль Крымова "Муму"
Сам Крымов много интересного рассказывал о писателях, поэтах. Хармса называл нежным камикадзе, а Чехова - колоссальным певцом страшнейшей безнадеги.
Настя смотрела вживую спектакль Крымова "Сережа" по мотивам "Анны Карениной" и осталась в восторге от его необычности. В нем акцент сделан на сына Анны - Сережу, и в спектакле эту роль играла кукла.
Спектакль "Сережа"
Вообще в спектакле много нестандартного, странного, раздражающего. Я посмотрела его в сети, и теперь, после прочтения "Курса", больше понимаю, что хотел сказать автор, как он мыслил.
Сложно сказать, можно ли научить мыслить подобным образом? Не утопическая ли это попытка Крымова сделать других похожими на себя? Такой цели он не ставит, и даже говорит, что хочет не подсказывать, а услышать от учеников их идеи, впечатления, чтобы они его удивили. Думаю, в любом случае, для молодых театральных художников это общение было полезно и такого опыта они больше нигде и никогда не получат.
"Вы этих игр, про которые мы говорим, не бойтесь. Вы ребята молодые, и вам этот театр делать, который будет. Не идите по проторенным дорогам: задник, кулисы… Только, ради бога, не возвращайтесь в серьезный костюмный театр, бог с ним. Он свое и так возьмет. Надо шустрить. Надо придумывать что-то. И не бояться, правилами заведают бездари. Правила - это спасительные круги бездарей. Без правил они никто».
Рисунки студентов во время лекций
Если, спустя годы, в интервью известных режиссеров и театральных художников будет возникать имя Крымова, благодарность ему, значит, семена проросли. Но и без этого... Умного, нестандартно мыслящего человека, всегда интересно послушать.
«У садовников под ногтями земля, у художника - краска, у театрального художника - ворс с мундира Лермонтова, волоски из носа Гоголя, холодные макароны Блока и духи Тургенева. Театральный художник - он парфюмер. У него запах Чехова - это запах сжигаемых в бочке сухих листьев, запах бинтов и крови. А запах Тургенева - это хороший одеколон, клубящаяся сельская дорога под дождем и тоже кровь. А Пушкина - запах обкусанного гусиного пера, женских волос и тоже крови, и еще, может быть, запах кожи внутри дорожной кареты или старого чемодана».
Спектакль "Сережа" можно посмотреть
в сети. А вот еще интересный спектакль -
"Я - Сергей Образцов" с Евгением Цыгановым в главной роли. Его поставила внучка того самого Образцова.