Все знают Айвазовского, но мало кто знает художника-мариниста Алексея Петровича Боголюбова. А ведь он был невероятно успешным художником, богатым и почитаемым человеком, который лично общался с тремя российскими императорами. Чем он был им так полезен и что успел сделать за свою жизнь?
Алексей Боголюбов, созданный им художественный музей имени Радищева и книга мемуаров - "Записки моряка-художника"
Главное его детище, кроме многочисленных картин, это художественный музей имени Радищева в Саратове с художественной школой при нем. Признаюсь, именно с этого музея, который я посетила в путешествии, и началось мое знакомство с Боголюбовым. Там же, в музейной лавке, была куплена книга его воспоминаний - "Записки моряка-художника". Постараюсь, не впадая в многословие, рассказать о его жизненном пути, описанном им самим.
Почему вообще Боголюбов решил открыть первый в стране общественный музей имени Радищева? Потому что Александр Радищев, написавший "Путешествие из Петербурга в Москву", был его дедушкой. И потому что художник решил оставить городу, в котором его дед провел последние годы жизни, свою обширную коллекцию произведений искусства. Обычно такие коллекции оставляют наследникам, но таковых у Боголюбова не осталось. А точнее - семья была, но очень непродолжительное время.
Боголюбовы, 1860-е
Его молодая жена, прожив с ним 5 лет, умерла от чахотки, а чуть позже умер их сын. С тех пор художник не связывал себя узами брака, хотя у него была гражданская жена - парижанка баронесса Элиз Шивр, принявшая российское гражданство и православие. Она также завещала Радищевскому музею и школе всё свое состояние - 100 тысяч рублей.
Кстати, открыть художественный музей в Саратове было совсем не легко. Городское начальство затягивало строительство, несмотря на то, что почти все вложенные средства были лично Боголюбова. Только благодаря вмешательству Александра III и постоянному контролю художника за продвижением дела этот проект был успешно завершен.
Открытие Радищевского музея в Саратове, 1885
Но вернемся к началу. Как моряк Боголюбов вообще стал художником? Окончив Морской кадетский корпус, Боголюбов служил адьютантом у вице-адмирала Александра Дурасова. Но вместе с тем постоянно рисовал - корабли и море. И корабли нарисованные в конце концов перевесили реальные, а точнее, стали для него намного важнее. Алексей поступил в Академию художеств, успешно окончил ее, получил Золотую медаль и отправился в семилетнее путешествие по Европе. Так было принято тогда у российских художников - набираться опыта и насматриваться лучших образцов искусства в непосредственной близости от них.
А. Боголюбов. Петербург при заходе солнца, 1850
Как Боголюбову удалось войти в круг приближенных к трём императорам - Николаю I, Александру II и Александру III? Дело в том, что российские императоры очень любили картины с изображением батальных сцен и побед российской армии, в том числе, на воде. А Боголюбов как мало кто из художников умел максимально точно выписывать корабли, и в целом его работы были классическими и почти фотографически точными. Поэтому художнику начали поступать заказы от императорского двора. Обычно это были военные сцены и изображения побед русского флота в разных войнах.
Боголюбов А.П. Атака турецкого парохода миноносной лодкой "Шутка", не ранее 1881
Кроме того, Боголюбова неоднократно включали в состав свиты во время путешествий членов императорской семьи по России. Получается, он совмещал приятное с полезным - писал новые картины и общался с главными лицами государства. Алексей Петрович умел себя правильно поставить: не нарушал субординации, но и не был слишком льстивым, мог принять участие в пирушке, но не позволял себе лишнего, с ним, как сказали бы сейчас, было комфортно.
Как сложились особенные отношения Боголюбова и Александра III? Художник знал будущего императора с детства. Вероятно, молодой Александр воспринимал его как дядю, причем, дядю высокообразованного, открывающего ему высокое искусство. В какой-то момент Боголюбов был личным учителем рисования для жены Александра III Марии Фёдоровны.
Будущий император Александр III c невестой - принцессой Дагмар, будущей императрицей Марией Федоровной
Боголюбов жил, в основном, в Париже, и прекрасно знал многих художников, а также коллекционеров искусства. Когда Александр III приезжал во Францию, они отправлялись вместе по музеям и салонам. По возвращению в Россию император не забывал о Боголюбове, вёл с ним регулярную переписку. Александр поручал своему "любезному Алексею Петровичу" подбор предметов искусства для обстановки комнат во дворцах. Иногда Боголюбов подбирал во французских салонах вообще всё, вплоть до обоев, занавесок и посуды. Конечно, последнее слово всегда оставалось за императором, но, судя по их переписке, в большинстве случаев тот всецело полагался на вкус Боголюбова.
Влияние Боголюбова было огромно. Все его картины, созданные по заказу Александра III, принимались благосклонно. Кроме того, он советовал императору достойных, по его мнению, художников, и кому-то буквально давал путевку в жизнь. Так, при его участии император сделал заказ на картину Репина "Садко в подводном царстве".
Фрагмент картины И. Репина "Садко в подводном царстве", 1876
Нет людей без недостатков
Алексей Петрович, конечно же, был убежденным монархистом. Но это не мешало ему превозносить своего деда Радищева, критиковавшего самодержавие. Также он защищал картину Репина "Иван Грозный и его сын Иван" и добился снятия запрета на ее показ.
Живя в Париже, Боголюбов дружил с Тургеневым и принимал писателя со всеми его "недостатками": странными отношениями с замужней женщиной Полиной Виардо и общением с революционно настроенными личностями.
Уголок Тургенева в Радищевском музее
В книге "Записки моряка-художника" он нелицеприятно отзывается о некоторых знакомых. Скульптора Антокольского, еврея, он обзывает такими словами за жадность, присущую, по мнению Боголюбова, всем представителям его племени, что неловко цитировать. Досталось также художникам Ге и Верещагину, уже по другим поводам. Айвазовского Боголюбов считал талантливым, но слишком уж увлекающимся "эффектами". Свои желчные записки художник писал уже будучи старым и очень больным человеком.
Оканчиваются мемуары его перепиской с Александром III, и там он совсем другой человек - почитающий, преклоняющийся, благоговеющий. А ответы Александра - очень дружелюбны и уважительны. В книге преведена телеграмма Александра III к Боголюбову с поздравлением по поводу открытия Радищевского музея. Внизу подпись - Саша.
Телеграмма Боголюбову от Александра III
Так что, если будете в Саратове - обязательно посетите музей им. Радищева. Чего там только нет: картины Репина, Айвазовского, Петрова-Водкина, Левитана, а также знаменитых европейских художников, и, конечно, морские пейзажи Алексея Петровича Боголюбова.
Картина Боголюбова в Радищевском музее
Еще любопытные мемуары и мои статьи о них: о
фрейлине Тютчевой,
княгине Тенишевой и
генеральше Богданович.