Этот двухсерийный фильм снял режиссер Сергей Герасимов, тот самый Герасимов, который экранизировал "Тихий Дон" и "Молодую гвардию". Фильм "Журналист" совсем другой, нетипичный, многим сейчас неизвестный. Но после выхода в СССР его посмотрело 28 миллионов зрителей, и "Журналист" был назван лучшим фильмом года по версии читателей журнала "Советский экран".
"Журналист" (1967)
Молодой московский журналист Юрий Алябьев (Юрий Васильев) мечтает о карьере международника. И редактор обещает ему загранкомандировку, но прежде отправляет в Горноуральск, из которого пачками летят жалобы на всех и вся от местной жительницы Анисиной (Надежда Федотова). Нужно выяснить, что это - правда или злобные оговоры.
Прибыв на место, Алябьев знакомится не только со старухой Анисиной, но и с её соседкой Шурой Окаёмовой (Галина Польских). Шура выросла с пьющей матерью, а теперь сирота, но девушка серьезная, честная, чистая. Работает на заводе, изучает английский язык и участвует в самодеятельности, где и поет, и танцует лучше всех. Алябьев очарован и хочет, чтобы Шура ответила ему взаимностью, не понимая, что тем самым дает повод Анисиной написать еще одну, самую жуткую кляузу.
Провинциальная барышня и заезжий журналист.
Во второй серии Алябьев едет в составе делегации в Женеву, а затем в Париж. Там на него обрушиваются все прелести заграничной жизни. Он посещает международные конференции, а также знакомится с молодым американским журналистом и его подругой. С ними он гуляет, веселится и наблюдает отношения, свободные от переживаний о том, что скажут люди. Потом он возвращается домой и снова едет в Горноуральск.
Юрий Алябьев
Это краткое описание не способно вместить в себя огромное количество смыслов и прекрасных моментов, которыми наполнен фильм. Остановлюсь лишь на некоторых из них.
Во-первых, журналистика в Советском Союзе - как она выглядела. Сейчас кажется, что все было крайне замедленно. Подумать только, кто-то мог всю жизнь проработать в отделе писем, только читая письма и подшивая их целыми днями, выбирая более интересные. Квинтэссенцией замедленности выглядит секретарь горноуральской газеты Валя Королькова (Валентина Теличкина) - самый юмористический персонаж этого кино. Практически спящая на ходу как томная сонная муха, она на самом деле ничего не упускает, всё замечает. Самая смешная сцена - это та, в которой она с Алябьевым сидит на репетиции самодеятельности и комментирует происходящее на сцене. Вот уже только ради этого стоит посмотреть "Журналиста"!
Валя Королькова из "Журналиста" (1967)
А редактор горноуральской газеты Реутов (Сергей Никоненко) - замечательный парень! Любящий природу, свой край, стеснительный, неуверенный в своих способностях и тоже тайно влюбленный в Шуру. Их разговоры и споры с Алябьевым очень любопытны, умны, в духе разговоров молодежи 60-х.
Во-вторых, любовная линия с Шурой Окаёмовой. Очень чувственная история, конечно, в определенных рамках, но показано много, и многое понятно. В том числе, сильное влечение обоих героев. Еще интересно, что Алябьеву, такому красавчику, похожему на Пола Ньюмана, на протяжении всего фильма постоянно отказывают девушки. Он к ним - они от него. Сначала московская фифа практически выставляет его за дверь, потом с Шурой не ладится. А за границей и вовсе сплошные соблазны, которые не удается (да и нельзя - руссо туристо, облико морале!) удовлетворить. Напряжение нарастает по мере приближения к финалу, и - будет ли разрядка, случится или нет?! Пожалейте уж парня)
Очень смешной момент - когда Алябьев в Женеве в баре бросает монетку в аппарат, показывающий раздевающихся девушек, и жадно приникает к нему взглядом.
Что там, внутри?
В-третьих, сравнение жизни в Советском Союзе и за границей. Что удивительно, заграница в фильме показана не скопищем пороков, а, наоборот, в некотором роде мечтой о свободной жизни с массой возможностей. Разве что американский журналист несколько раз повторяет, что Алябьев почти убедил его в коммунистических идеях. И что русские молодцы, первыми предложили начать ядерное разоружение.
А вот что замечает старшая коллега Алябьева, наблюдая веселых элегантных старушек в кафе:
"Знаете, что мне больше всего нравится в Париже? Французские старушки. Посмотрите, как они хорошо устроились со своей старостью, хотя это преизрядная гадость, и, как говорит моя мама, в общем ни к чему. Смотрите, как они пристроились, приладились, какие они аккуратные, прибранные, на них приятно смотреть. Уж не знаю, как они там разбираются со своей старостью наедине, но смотреть на это приятно. И в этом мудрость - не делать из собственных несчастий всемирной трагедии".
Эти веселые старушки очень контрастируют с мрачной, почти демонической Анисиной, отравляющей жизнь окружающим и выступающей в роли всевидящего ока и общественного суда, от которого не скрыться никому.
Кстати, речь о старушках в фильме произносит супруга режиссера Герасимова - актриса Тамара Макарова. И он сам тоже есть в "Журналисте" - в роли руководителя делегации, отправившейся в Европу. Совместил приятное с полезным! И снял в своем кино французских звезд - Мирей Матье и Анни Жирардо.
Анни Жирардо, "американский журналист" и режиссер Герасимов.
Герой Герасимова произносит несколько монологов о кино, культуре, разнице менталитетов и поколений. Очевидно, это его собственные размышления, и одной из его цитат заканчивается фильм.
А еще, а еще! Сколько же в советском кино курили! И ладно бы курили на работе и дома. Но курили еще и в самолёте! Значит, и в реальности так можно было?
Курение в самолете и сидение на подлокотниках.
По сути двухсерийный "Журналист" - это фильм в фильме. Поездка журналиста в Европу находится внутри его горноуральской эпопеи, как маленькая матрёшка внутри большой. И по смыслу загранкомандировка нужна для осознания его отношения к Шуре Окаёмовой. Если уж даже после такого журналист-международник решает вернуться в Горноуральск, значит, всё действительно серьезно!
Шура Окаёмова с подружками
Еще хорошее советское кино, о котором я писала здесь и на Дзене:
«Курьер»,
«Из жизни отдыхающих»,
«Кин-дза-дза!».