Франсуаза Жило прожила долгую жизнь, 101 год. На заре ее, в 20 с небольшим, она, молодая художница, познакомилась с Пабло Пикассо. Он был старше на 40 лет. Пабло это совершенно не смущало, даже наоборот: он хвастался, что каждая его новая пассия моложе предыдущей. Франсуаза задержалась надолго, на 10 лет, родила двоих детей, осталась на множестве портретов и... ушла. Такого не случалось ни с одной женщиной Пикассо, всегда уходил он.
Франсуаза Жило и ее портрет кисти Пикассо "Женщина-цветок". Похожи?)
Когда она, годы спустя, написала книгу "Моя жизнь с Пикассо", он перестал общаться с ней, а также прекратил общение и с двумя их совместными детьми. Навсегда.
О чем эта книга? Об их совместной жизни, об искусстве и о том, каким человеком был ее некогда возлюбленный. Она написана почти сухим языком, без эмоций, без оскорблений, но так, что Пикассо кажется эгоцентричным самодуром, лишенным эмпатии.
В 1943 году Пикассо заприметил Франсуазу с подругой в парижском кафе, подошел, заговорил, а потом пригласил к себе в мастерскую. Вскоре подруга отошла на второй план, а остались только они - Франсуаза и Пабло. Мэтр и начинающая художница.
Франсуаза Жило и Пабло Пикассо
Она считывала все его уловки и приемы ухаживания и не подыгрывала им. Когда он пригласил ее к себе, чтобы научить гравировать, она оделась не в рабочую одежду, а в черное бархатное платье с высоким белым кружевным воротником, уложила рыжие волосы в высокую королевскую прическу. Он удивился, а она ответила, что понимает, для чего он ее позвал и просто постаралась выглядеть красиво. Его подобные моменты сбивали с толку, т.к. эта девушка называла вещи своими именами.
Они иронично кружили вокруг друг друга полгода, а потом внезапно отношения стали серьезными. Хотя Пикассо всегда хотел, чтобы они были открытым окном - в любой момент можно войти и выйти.
Франсуаза и ее портрет
Он учил ее составлять композиции из случайных предметов, делился своими мыслями об искусстве, говорил, что стремится удивлять, делать изображения волнующими, ранящими чувства.
Пикассо растила обожающая мать, которая внушала ему чувство величия, превосходства над всеми:
«Мать говорила мне: "Если изберешь путь солдата, быть тебе генералом. Если захочешь быть монахом, то станешь папой". Вместо этого я избрал путь художника и стал Пикассо».
О женщинах у него было невысокое мнение. Одна из любимых колкостей Пикассо:
«Ничто так не похоже на пуделя, как другой пудель, то же самое относится к женщинам».
И еще:
«Для меня существует всего две разновидности женщин - богини и подстилки».
Франсуаза оставляла такие высказывания без ответа, не желая показывать свою обиду, а он только и ждал, чтобы она разозлилась, раскричалась, расплакалась. Как-то он сказал ей, что для него другие люди как пылинки - стоит провести веником и они исчезнут. На что девушка ответила, что она - самоуправляемая пылинка, которая может исчезнуть по собственной воле, и пропала из его поля зрения на три месяца.
Пикассо и Франсуаза на отдыхе
Уговаривая ее начать жить вместе, он руководствовался железной логикой:
«Ввиду того, что я очень в тебе нуждаюсь, тебе логичнее и полезней находится рядом со мной».
Почему она решилась жить с ним? Причину Франсуаза находит в детстве и в отношениях с деспотичным отцом, который «лечил» все ее страхи тем, что бросал ее в них. Боишься воды - значит, тебя бросят в воду, и попробуй не выплыть. В результате девушка выросла очень смелой и рискованной, пугающее ее даже притягивало. Именно так ее пугал и притягивал Пикассо. Она понимала, что он может сломать ее, но все равно решила попробовать.
Пикассо и Франсуаза
За Пикассо волочился хвост его бывших женщин, разбитых, раздавленных, проклинающих. Некоторые сходили с ума. Когда Франсуаза и Пабло уже больше года жили вместе, их преследовала бывшая жена художника, русская балерина Ольга. Она встречала Франсуазу на улице, осыпала проклятьями, могла накинуться, схватить за руки. Пикассо относился к этому спокойно, даже с некоторым удовлетворением. Ему нравилось, когда женщины бьются за него. Он даже упрекал Франсуазу, что та недостаточно ревнива. Франсуаза неоднократно сравнивала Пикассо с Синей Бородой. Только он убивал своих женщин не до конца, а так, чтобы они "продолжали попискивать".
Ценным в общении Франсуазы с Пабло было то, что она наблюдала рождение его картин, керамики, помогала ему и творила сама, слушала его рассуждения об искусстве, а также познакомилась с многими художниками, например, Матиссом.
Учитель и ученица
Однажды Пабло рассказал ей о своем мимолетном романе с женой друга Поля Элюара. Поль потом делал вид, что ничего не заметил, а Пабло считал свое поведение проявлением дружбы:
«Я сделал это лишь для него. Не хотел, чтобы он думал, что его жена мне не понравилась».
Приличнее всего Пикассо вёл себя, когда Франсуаза была беременной. Он успокаивался, смягчался, ведь его женщина была занята самым логичным делом - вынашивала его ребенка. Потом он снова вернулся к прежнему себе, и пошатнувшееся здоровье Франсуазы его не интересовало. Его также раздражало, что она сильно похудела. Он любил женщин с формами.
"Ты была Венерой, а превратилась в Христа с выпирающими ребрами".
Пикассо и Франсуаза с детьми - Клодом и Паломой
Он постоянно играл с ней в игру: отталкивал, когда она была ему преданной, и пытался завоевать, когда она становилась холодной и безразличной. При кажущейся невыносимости эти отношения могли бы длиться всю жизнь, но Франсуаза решила, что с нее хватит:
«Мне требовалось больше человеческого тепла. И я думала, что дождусь его. Однако, вскоре после рождения Паломы, поняла, что никогда не получу его от Пабло; не получу ничего большего, чем то, на что была согласна вначале: лишь радости от преданности ему и его работе».
Однако Пикассо ее не отпускал, как не отпускал ни одну из своих женщин. Он упрекал, угрожал, злорадствовал, говорил, что создал ее, что она без него никто и никогда не сможет построить ни с кем отношения. К тому же у них дети.
Франсуазо и Пабло с сыном Клодом
Ей помогла выскользнуть их разница в возрасте - 40 лет. Будь она не такой огромной, возможно, Франсуаза так и не решилась бы уйти. Наблюдая перешагнувшего 70-летний рубеж Пикассо, она понимала, что его поведение выглядит попросту глупо: он продолжал "резвиться" и хвастаться любовными победами. Его характер казался уже не эксцентричным, а вздорным. Его власть над ней ослабла. Так что молодая женщина чуть за 30, пусть измученная и с двумя детьми, подумала, что...
"...мне лучше взрослеть с парнем, чем со стариком, воспитанию которого пора бы уж было завершиться. Это явилось щелью, в которую проник свет".
После расставания с Пикассо Франсуаза дважды выходила замуж: в первый раз на несколько лет, а во второй - уже на всю жизнь, за известного ученого-вирусолога Джонаса Солка, создателя вакцины от полиомиелита. Вот так женщина-цветок с картины Пикассо выскользнула в открытое окно и прожила еще целую жизнь - 70 лет.
Картина Франсуазы Жило и она сама
А что же Пабло? Он, согласно своей теории, снова закрутил роман с еще более молодой девушкой, примерно с 45-летней разницей в возрасте, которая его боготворила, в отличие от неблагодарной Франсуазы.
Их дети, Клод и Палома, после смерти отца оказались основными получателями многомиллионного наследства Пикассо. Клод стал известным фотографом, а Палома - дизайнером ювелирной компании Тиффани. Так что, кажется, всё не так уж плохо сложилось!
Клод и Палома Пикассо. Палома была так названа в честь самого известного рисунка Пикассо - голубки (с испанского палома - голубка)
Пикассо и его голубка - символ мира
Франсуаза Жило