Невозможно рассказать о такой личности как княгиня Мария Тенишева в одной короткой статье. Поэтому первая часть истории была посвящена ее детству, молодости и
судьбоносной встрече с князем Вячеславом Николаевичем Тенишевым, вторая - её
общению с Репиным, Рерихом, Врубелем и другими художниками, а нынешняя, третья, - её идее фикс. А именно - созданию идеального, прекрасного и плодотворного места, в котором каждый крестьянин чувствовал бы себя человеком с достоинством. И которое стало бы центром всего исконно русского. Она считала, что крестьянство - самый незащищенный, самый бесправный класс в России, и хотела изменить ситуацию.
Мария Тенишева и крестьянские дети - учащиеся школы в Талашкино
В её имении Талашкино/Флёново (они были рядом и являлись как бы единым целым) в Смоленской области была построена шестиклассная сельскохозяйственная школа, в которой могли обучаться дети из окрестных деревень. У многих и родители были неграмотными, а тут такое. Для учебы были закуплены лучшие пособия и учебники, наняты учителя. Детям преподавалось земледелие, садоводство, огородничество, скотоводство, пчеловодство, рыбоводство. Предполагалось, что по окончанию школы из нее выйдут готовые фермеры. В Талашкино также был свой конезавод, скотный двор и молочный завод.
Музей в бывшей сельскохозяйственной школе, 2022 год
В школе могли заниматься и мальчики, и девочки. Для девочек также было построенно отдельное здание, где они могли ночевать под присмотром воспитательницы.
Ученицы сельскохозяйственной школы в Талашкино
Всех детей обучали и кормили бесплатно. Также ученики-подростки и взрослые трудились в мастерских - рукодельной, гончарной, резьбы по дереву, живописной и других. Регулярно в Смоленске проводились выставки-продажи, так что крестьяне могли зарабатывать своим творчеством. Лучшие образцы Мария Тенишева привезла на Всемирную выставку в Париже в 1900 году.
Гончарной мастерской руководил Сергей Малютин, талантливейший художник, также прекрасно вырезавший по дереву. Его рук дело - дом-теремок, созданный по заказу Тенишевой. Интерьеры дома создавались стараниями известных художников и учеников мастерских.
Интерьеры дома-теремка
Интерьеры дома-теремка
А что же муж Марии Тенишевой - богатейший промышленник, банкир, а также ученый, этнограф и археолог князь Тенишев? Он долгое время не воспринимал увлечение своей жены всерьез и часто отказывал ей в финансировании этого проекта. Он сам затеял огромную стройку образовательного учреждения - Тенишевского училища в Санкт-Петербурге. Марию Клавдиевну такая ситуация возмущала:
"Мне было жаль, что эти огромные затраты производились исключительно для горсти детей богатых родителей, которым и так всё доступно. Я горько упрекала его за то, что бросая деньги на такую дорогую затею, он безжалостно предоставляет мне строить из мусора необходимые постройки во Флёново".
Князь Тенишев позирует для портрета своей жене и художнику Бонна
Тенишев признавал только образованный слой общества и хотел служить его усовершенствованию. Тогда как его жена искренне верила, что из народа можно вытянуть всё самое лучшее, если повернуться к людям лицом:
"Они считают, что крестьяне не люди, а что-то вроде полуживотных... Слепые, под неприглядной корой они проглядели то, что вылилось когда-то в былины и сказки, и тихую, жалобно-горестную песнь о несбыточном счастье... Разыскать эту душу, отмыть то, что приросло от недостатка культуры, и на этой заглохшей, но хорошей почве можно взрастить какое угодно семя".
С мужем на случай его отказов было одно проверенное годами средство - топнуть ножкой и сказать что-то вроде: "Потому что я так хочу!", или заявить, что деньги нужны на личные нужды, а потом потратить их по своему усмотрению.
Скульптура Марии Тенишевой в Талашкино/Флёново, слева - построенная ею школа, справа - храм.
В конце концов, Тенишев понял, что жена его - не просто достойная пара для выходов в свет, но и самостоятельная личность, и относился к ней с уважением и восхищением. Что не мешало ему заявлять, что большинству от нее нужны только деньги, а она, наивная, готова их тратить на сомнительные проекты, например, на издание журнала "Мир искусства" Дягилева (но это уже другая история).
После того как в Талашкино-Флёново были построены учебные заведения и мастерские, Мария принялась за развлекательную программу для своих крестьян. Она организовала ансамбль балалаечников, а также построила театр, для которого заказывала дорогие костюмы. Декорации создавались в резной мастерской под руководством Малютина. Балалаечники же ездили с ней в Париж. Интересно, о чем думали крестьянские парни - участники ансамбля - выступая перед французской богемой?
На фото: ансамбль балалаечников, сцена из спектакля, а также сама Мария Тенишева в роли царицы в "Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях"
Постановка спектакля по сказке в Талашкино, конец XIX века
Тенишева не раз задумывалась о том, почему плоды ее стараний так высоко оцениваются за границей и почти совсем не нужны на родине. С каким восторгом рассматривались и раскупались деревянные ларцы и сундуки из талашкинских мастерских в Париже, и с каким безразличием относились в Смоленске не только к работам ее подопечных, но и к обширной коллекции русской старины, которую она собрала. А ведь ей хотелось не продать, а подарить ее, оставить потомкам. В итоге Тенишева сама открыла Музей русской старины в Смоленске и поместила туда свою коллекцию. Позже она подарила свой музей городу.
Музей русской старины Тенишевой в Смоленске
Что она делала не так? Сейчас трудно сказать. Возможно, делать для народа нужно было гораздо больше, на государственном уровне, и один в поле не воин. К 1905 году в народе уже бродили революционные настроения, и даже крестьянам Талашкино, которые вроде бы жили неплохо, захотелось кого-нибудь свергнуть. Революционные идеи в их умы поселили учителя сельскохозяйственной школы, которых она сама же приняла на работу. Начались волнения, соседние имения горели. Тенишева замечала, что ученики с ней не здороваются, не смотрят в глаза. Она для них так и осталась чужой - сначала воспринималась доброй барыней, которой кланялись, а потом той, кто "эксплуатирует рабочий класс".
К тому времени ее муж-банкир умер, она чувствовала себя растерянной, испуганной происходящими событиями, и даже лучшая подруга Киту, с которой они вместе создавали идеальный мирок в Талашкино, заговорила об эмиграции. Они уехали в Париж, где прожили три года. За это время Тенишева всерьез увлеклась эмалевым делом, разработала более 200 тонов непрозрачной эмали, создала много изящных вещиц. Вернувшись через 3 года в Россию, она защитила диссертацию "Эмаль и инкрустация", а также стала почетной гражданкой Смоленска.
Эмалевые работы, созданные Марией Тенишевой
За годы её отсутствия Талашкино и Фленово пришли в запустение, и у Марии Тенишевой уже не было сил всё восстанавливать. Но она еще успела построить Храм Святого Духа, который расписал по ее просьбе художник Рерих.
Храм Святого Духа в Талашкино/Флёново Смоленской области
С началом войны 1914 года жизнь крестьян, в том числе, в Талашкино и Флёново, стала намного хуже. Мужчин забирали на войну, оставались только старики, женщины и дети. Правительство не думало о том, как будет собран урожай и что делать, если случится голод. Всё это и многое другое подталкивало страну в бездну, и Мария Тенишева это чувствовала. Последние страницы дневника написаны ею накануне 1917 года и полны горечи и отчаяния. После революции, в 1918-м году, княгиня эмигрировала во Францию, где через десять лет окончила свой жизненный путь.
Художник Билибин написал о Марии Тенишевой:
"Всю свою жизнь она посвятила родному русскому искусству, для которого сделала бесконечно много".
К счастью, сейчас о Тенишевой помнят, в Смоленске она на каждом шагу - в названиях улиц, учебных заведений, в музеях. Ее имение Талашкино/Флёново открыто для посетителей, продолжается реставрация дома-теремка и храма, значит, все было не зря, значит, ее вклад в русскую культуру был оценен, хоть и не всё получилось так, как она мечтала.
Первая статье о Марии Тенишевой:
Княгиня Мария Тенишева: тайна рождения, первый муж-игрок и судьбоносная встреча, от которой не удалось сбежать в Париж И вторая:
Княгиня Мария Тенишева: для неё Рерих расписал храм, Врубель - балалайки, а Репин создал несколько портретов, но не все ей понравилисьНезадолго до революции Тенишева, как и многие, надеялись, что убийство Распутина сможет что-то изменить. О том, как его организовал князь Юсупов и како оно "криво" прошло, здесь:
Почему "порочный князь" Феликс Юсупов не мог убить зайца, но смог убить Распутина