Татьяна Луговская и её светлые воспоминания о детстве и молодости во времена революций и войн

Aug 01, 2022 09:12





Татьяна Луговская

Эта женщина известна немногим. Она не знаменитая писательница, не актриса, не жена Ландау, не любовница Маяковского, не узница концлагеря, не жительница блокадного Ленинграда, не эмигрантка первой волны. Просто женщина. Ну, не совсем просто, конечно. Знала она многих, потому что вращалась в театральной среде и была художником по костюмам, а брат ее был поэтом, а муж - сценаристом. Посчастливилось ей общаться и с Ахматовой, и с женой Булгакова, и с другими знаменитостями 20 века. Детство ее пришлось на революционные годы, молодость - на войну. Бывало всякое, как у всех, да не всякий об этом напишет. Тем более - художественно.

И вот так человек жил и жил, и дожил до 70-ти лет, а потом сел и написал книгу о своем детстве. Да так, что ее потом переиздали много раз, в том числе, за рубежом, а саму Луговскую приняли в Союз писателей, а писатель Каверин назвал ее книгу одной из лучших в русской литературе книг о детстве.





Книга воспоминаний Татьяны Луговской

Фотографии Луговской в сети немного. В молодости она - ногастая такая девица. Ну и вообще интересная женщина.



Татьяна Луговская

Большая часть книги "Как знаю, как помню, как умею" посвящена детству Татьяны. Читаешь - и как будто в щелочку смотришь на то время, причем, глазами ребенка. Каждая из главок - как маленький рассказ: о певице-маме, об учителе-папе, о няне-пьянчужке, о революции, которую девочка увидела прямо из окна своего дома, о любимой игрушке-робинзоне и т.д. Это такие вспышки сознания, как будто в темной комнате включается свет и ты видишь все и сразу, в мельчайших подробностях. Читается легко, представляется очень ярко. Оставляет очень теплое чувство, которое хочется поносить внутри подольше.



Сама Татьяна, вглядываясь в свое прошлое, называет это - "прищурить память". Вот какое воспоминание о супе-варганке из голодного 1919 года у нее осталось:

«А «варганка» тем временем кипит, томится и преет, начинает уже прекрасно благоухать…И наконец готово! Ложки и миски уже давно припасены, разливают всем поровну. И как это было вкусно! Что может сравниться по вкусу с вороной, убитой из рогатки зимой девятнадцатого года!.. Ручаюсь, не было ничего вкусней!»

И еще одна цитата, о незнакомом ранее чувстве к человеку противоположного пола, о предвестнике первой любви. Маленькая Татьяна с другими детьми стояла на краю ямы и наблюдала, как туда сыпали картошку, и тут один взрослый мальчик легонько толкнул ее в спину и тут же подхватил, поставил на место. И сказал насмешливо, что надо быть осторожней.

«Тут мое сердце упало в пятки, меня обдало жаром и я испеклась, как булка. Страшная тревога охватила меня, что-то случилось со мной, а что - я не могла понять. Мне вдруг стало неинтересно смотреть дальше, как каменной лавиной сыпется картошка в подполье, и я ушла из кухни… А потом, когда встречались где-нибудь во дворе или в коридоре с Толей, почему-то начинала скакать на одной ноге или делать вид, что обронила что-то и ищу потерянное на земле. Зачем? Глупо ужасно!»

Так что, если хотите прочитать о детстве во времена потрясений и не впасть от прочитанного в еще большую грусть, рекомендую воспоминания Луговской, потому что это очень трогательно и жизнеутверждающе.

Хорошие и добрые воспоминания о детстве были и у Ольги Романовой, хотя это не удивительно, ведь она родилась в царской семье, а до 1917 года еще было далеко:

Детство по-царски: горка во дворце, профессора-учителя и крушение поезда

У князя Юсупова детство и вовсе было фееричным, но он и сам был мальчик... с затеями:

Детство "порочного князя" Юсупова: атмосфера роскоши, любимый бульдог Клоун и переодевания в женские платья

И еще одни замечательные воспоминания, которые я советую прочитать вместе с детьми:

Вера Желиховская «Как я была маленькой», воспоминания из XIX века.

КНИГИ, дневники и мемуары

Previous post Next post
Up