Как иностранка Ева Цайзель стала главной по тарелочкам в СССР и что из этого вышло

May 15, 2022 09:59


Эта удивительная женщина уже в молодости была успешной в Европе керамисткой и дизайнером фарфора, но в начале 1930-х так влюбилась в авангард и в жившего в России учёного-физика, что приехала в СССР и двинула советский фарфор вперёд! За что чуть было не поплатилась.



Ева Цайзель (Штрикер) и ее сервиз "Метро"

Ева Цайзель (в девичестве - Штрикер) родилась в Будапеште в 1906-м году в зажиточной еврейской семье: папа управлял текстильной фабрикой, а мама преподавала историю в университете. Ева же выбрала путь творчества, а именно - создание посуды. Учась и работая, набираясь опыта во Франции, Англии и Германии, она начала формировать свой стиль.

Ева была не из тех, кто «с детства не любил овал», кто «с детства угол рисовал». Наоборот, ей нравилась округлость и плавность. Она дарила своим изделиям обтекаемые формы и линии, напоминающие мелодию, движение или настроение.





Ева в 1920-х



Фарфор Евы Цайзель

Ева работала на знаменитой немецкой Шрамбергской майоликовой фабрике, создавая изысканные и оригинальные изделия, и уже в двадцать с небольшим лет была известна и получала серьезные заказы.

В начале 1930-х она познакомилась в Берлине с физиком Александром Вайсбергом, влюбилась и, не долго думая, решила отправиться за ним в СССР, где не так давно расцвёло авангардное искусство. Александр жил и работал в Харькове, и там же его молодая жена Ева устроилась на местный керамический завод.



Физик Александр Вайсберг и художница-керамистка Ева Цайзель (Штрикер)

Ее талант был оценён мгновенно, и уже спустя несколько месяцев Ева переехала в Москву, чтобы стать ни много ни мало - главной по тарелочкам, а именно - руководителем всей стекольно-фарфоровой отрасли СССР. В ее ведении были все изделия, выпускаемые Ломоносовским и Дулёвским фарфоровыми заводами. Вот такой поразительный жизненный вираж в 29 лет!



Ева Цайзель (Штрикер) с коллегами на Дулёвском фарфоровом заводе, 1935

Ева занималась разработкой формы, а художники затем наносили на придуманные ею чайники, тарелки и чашки агитационные сюжеты. Получался агитфарфор, который приятно и удобно держать в руках.



Сервиз "Ленинград", 1930-е. Разработка формы - Ева Цайзель



Сервиз "Метро", 1930-е. Разработка формы - Ева Цайзель

Ну а что же дальше? Неужели можно было надеяться, что в конце 1930-х иностранка Ева Цайзель и ее муж-ученый смогут избежать того, что настигло как цунами многих? Особенно, тех, кто взлетел высоко. В 1936-м году Еву арестовали и посадили в тюрьму за (конечно же!) организацию покушения на Сталина.



Тюремная фотография Евы Цайзель (Штрикер)

Полтора года она просидела в одиночной камере сначала на Лубянке, а потом в "Крестах". Оставшийся на свободе муж, с которым Ева развелась накануне ареста, обивал пороги влиятельных знакомых в Москве и Ленинграде, писал прошения. Иностранные друзья также делали всё возможное. В итоге художницу удалось освободить - советская система вышвырнула Еву сразу за границу без права возвращения.

Как только Ева оказалась в безопасности, арестовали ее бывшего мужа, обвинив в троцкистском заговоре. И тут уже она задействововала все свои связи. Ее друг-писатель Артур Кёстлер собирал письма Нобелевских лауреатов в защиту своего коллеги-учёного. Спустя 4 года система выплюнула и его.



Солонка и перечница Евы Цайзель

Живя в Вене, Ева второй раз вышла замуж - за молодого юриста, но тут снова подоспели события века. Фашизм. Им, евреям, пришлось бежать в Америку. И только там началась спокойная созидательная творческая жизнь.

В США Ева Цайзель снова, как и в советской России, сделала стремительную карьеру. Она создавала проекты для лучших американских компаний и преподавала индустриальную керамику в Институте Пратта в Нью-Йорке. Так продолжалось много лет, даже десятилетий. Потому что Ева Цайзель прожила 105 лет, оставаясь творцом и мыслителем до последних своих дней.



"Красивые вещи делают людей счастливыми", - считала Ева Цайзель.

В Россию Ева Цайзель приезжала уже в 2000-х и даже создала совместный проект с ИФЗ - белый сервиз под названием "Талисман".

О том, как начинался и как закончился русский авангард, который ее когда-то так впечатлил, можно прочитать здесь. А вот что Ленин планировал сделать с художниками, когда они будут не нужны. Наконец, советую прочитать об интеллигенции, которая поддержала революцию, а потом "сбежала" за границу - из первых уст.

исторические личности, дневники и мемуары, ссср, искусство

Previous post Next post
Up