Необычный фильм об Эдварде Мунке: как автор "Крика" жил, влюблялся и страдал

Mar 15, 2022 09:33


Большинство полотен норвежского художника-экспрессиониста Эдварда Мунка будто написаны болью и вызывают сильные чувства у зрителя - от отвращения до сопереживания. Есть что-то магическое и даже гипнотическое в его картинах. Самая знаменитая из них - "Крик" - давно уже стала частью поп-культуры (маска убийцы из фильма "Крик", смайлик ужаса в мессенджерах и т.д.). Стоимость "Крика" также впечатляет - почти 120 миллионов долларов на аукционе Сотбис.



Картины "Поцелуй" и Крик", а также кадр из фильма "Эдвард Мунк", 1974

Двухсерийный фильм 1974 года "Эдвард Мунк" стоит посмотреть тем, кто интересуется искусством рубежа 19-20 веков, импрессионизмом и экспрессионизмом, а также биографией и творчеством Мунка. Кто хочет узнать, что предшествовало "Крику" и как художник вообще дошел до жизни такой.

Фильм с первых кадров удивляет своей псевдодокументальностью. Здесь «домашняя кинохроника» сменяется видеосъемкой с дружеской пирушки, а затем сюжетом с выставки Мунка, в котором зрители дают мини-интервью, выражая, в основном, активное недовольство. Иногда главный герой попадает в кадр почти случайно.



Все участники ощущают присутствие камеры. Время от времени голос за кадром бесстрастно сообщает о событиях из жизни художника и историческом контексте: идет война, родился Гитлер и т.д. Большинство играющих - непрофессиональные актеры, да и сам Геир Уэстби - красивый юноша в роли Мунка - не снялся больше ни в одном фильме.



"Эдвард Мунк", 1974

Как ни странно, эта псевдодокументальность не мешает восприятию (хотя сразу отсекает добрую половину зрителей), а, наоборот, способствует погружению в жизнь художника конца 19 века, затягивает в его мир. Ты как будто находишься там, рядом с ним, с этим печальным человеком, у которого не было шансов стать счастливым.

Болезненное творчество Мунка выросло из сочетания особенностей его психики и жизненных трагедий. В детстве его потрясла смерть матери, а затем и старшей сестры от чахотки. Свое горе, отчаяние, страх от увиденного он многократно переносил на полотна. Набожный отец постоянно пугал Эдварда историями об аде, расшатывая детскую психику еще больше. Позже он же был против общения сына с его бунтарски настроенными друзьями.



"Эдвард Мунк", 1974

Общение с противоположным полом тоже подливало масла в огонь. Женщины были для Мунка главным вожделением и воплощением зла одновременно. Он постоянно заводил романы "не с теми" и страдал от ревности, одиночества и отчаяния. И даже "Поцелуй", который можно было бы воспринять как слияние двух влюбленных, интерпретируется самим Мунком как высасывание энергии из одного человека другим. А рыжеволосая женщина, обнимающая мужчину, и вовсе становится "Вампиром".



Картина Эдварда Мунка "Вампир", 1893



"Эдвард Мунк", 1974

При этом Мунк был фантастически упорен и работоспособен, постоянно искал новые формы самовыражения в искусстве. Но долгие годы его картины осмеивали и порицали. Это заставляло художника возвращаться назад почти к реализму, но затем он снова шел своим собственным путем.

В конце концов, все прошлые и настоящие страдания слились с многолетними творческими исканиями и - раздался тот самый крик отчаяния, который услышали и увидели все. Вы можете пронаблюдать этот путь от и до. Отдельно отмечу, что режиссер Ингмар Бергман назвал фильм "Эдвард Мунк" гениальным творением, а это что-то да и значит.



"Эдвард Мунк", 1974

Эдвард Мунк напомнил мне других великих страдальцев - Ван Гога и Кафку. Их очень жаль, они страдали психическими расстройствами, но именно странность и пограничное состояние позволили им создать нечто особенное.

Хотя не обязательно талант равен безумию. Например, советская художница Татьяна Маврина пережила многое, но психика ее была такой крепкой, а ум - таким ясным, что это позволяло ей творить до 90 с лишним лет. Почитайте о ней, это интересно.

исторические личности, байопик, КИНОМАНИЯ, документальное кино, искусство

Previous post Next post
Up