Наш преподаватель по зарубежной литературе в университете однажды начал лекцию с громогласного выкрика: "Мрачное средневековье! Эпоха варварства и мракобесия!", в секунду заставив присмиреть даже шумных студентов с последних парт. Теперь именно с этой фразы мне хочется начать рассказ о фильме "Имя Розы" по роману Умберто Эко.
Имя розы/ Der Name der Rose, 1986
Мрачное средневековье, эпоха варварства и мракобесия. XIV век. Францисканский монах (францисканцы проповедовали аскетизм и любовь к ближнему) Вильгельм Баскервильский, вместе с юным учеником-послушником Адсо, прибывает в монастырь бенедектинцев (девиз ордена: "Молись и работай"). Здесь как-то подозрительно часто и зловеще гибнут монахи. И францисканец начинает своё расследование.
Ну, что сказать об этом монастыре и его обитателях? Шон Коннери и Кристиан Слейтер здесь самые чистенькие. Ни к ним самим, ни к их одежде не липнет никакая гадость, у Шона всегда аккуратно подстрижена бородка, а у Кристиана чистые волосы и ангельский лик. Про остальных же персонажей так и тянет сказать: "Ну и рожи!". Просто парад уродов какой-то, но настолько с фантазией выдуманный, что хочется рукоплескать (гримерам, как минимум). Вот, полюбуйтесь на некоторых:
Имя розы/ Der Name der Rose, 1986
Имя розы/ Der Name der Rose, 1986
Имя розы/ Der Name der Rose, 1986
Плюс супер-прически, которые испортят любого - специально выстриженные лысины - тонзуры. Даже у юного послушника Адсо есть эта лысина, хоть пока и небольшая. Считалось, что монах, избавившись от волос, отрекается от всего мирского, освобождается от ненужных мыслей и лучше общается с Богом. Но по монахам из "Имени Розы" этого не скажешь. Их тайные страсти приобретают особенно уродливые формы.
Для съемок фильма были приглашены многочисленные консультаны по Средневековью: по рукописям, архитектуре, религии, костюмам, и даже консультант по средневековому поведению. Многие зрители отмечают, что "Имя Розы" получилось очень правидивым в плане реконструкции эпохи.
В фильме масса неприятного, но наши герои продолжают сквозь грязь докапываться до истины. А юный послушник даже успевает влюбиться, чего не должен делать ни при каких обстоятельствах.
Имя розы/ Der Name der Rose, 1986
К чему приведет расследование и чем закончится любовная история (если ее вообще можно таковой назвать) - смотрите в фильме или читайте в книге Умберто Эко. Правда, самому автору экранизация не понравилась, потому как в ней был сделан акцент на детективную составляющую, что значительно упростило вложенные смыслы.
Мне же кажется, что для массового кино с голливудскими звездами это вполне серьезное произведение, а все философские размышления из книги, во-первых, просто не уместятся в 2 часа экранного времени, а, во-вторых, утяжелят сюжет и могут сделать просмотр попросту скучным.