В воспитании ребёнка я не придерживаюсь строго какой-то определённой методики, а стараюсь из каждой взять лучшее, на мой взгляд. Например, во многом мне импонирует подход М. Монтессори.
«Помоги мне сделать это самому» - основопологающий принцип системы. В этой фразе всё: и роль взрослого, и основная цель - вырастить ребёнка свободным. Педагогу отводится роль наблюдателя. Он должен «направлять, а не подавлять». Этому способствует и дидактический материал, и специально «подготовленная среда». Все пособия описывать не стану - им посвящено огромное количество книг. Скажу только, что это не учебное оборудование в общепринятом смысле слова. Его главная задача - привлечь внимание детей, инициировать сосредоточение, которое, по мнению М. Монтессори, «первое и очень важное для развития ребенка». Кроме того, внутренняя логика работы ребёнка с материалом такова, что в ней чётко определены две качественно различные цели: прямая и косвенная. При этом прямая цель работает на зону актуального развития ребёнка, а косвенная - на ближайшее его развитие. Обращение ребёнка к одному и тому же материалу в разные промежутки жизни может естественным образом смещать значение этих целей, корректировать их смысл.
Конечно, монтессори-материал идеален, НО, во-первых он рассчитан на детей от трёх лет (хотя уже сейчас появились и адаптированные варианты), а, во вторых, не каждому по карману. Означает ли это, что методика непригодна для домашних занятий с малышами? Вовсе нет. Мы с удовольствием используем упражнения в духе педагогики М. Монтессори. Сегодня покажу некоторые из наших игр, а если вам будет интересно, продолжу.
В скобках указан возраст примерно с которого мы начали играть, а вы, разумеется, ориентируйтесь на своего ребёнка.
Корзина с шариками (8 месяцев)
Цели: формирование представлений о форме и размере, развитие тактильных ощущений, ручной ловкости.
Вкладывающиеся чаши (9 месяцев)
Цели: формирование представлений о величине, развитие зрительного восприятия, ручной ловкости.
Бочонки с крышками (10 месяцев)
Цели: знакомство с основными цветами, развитие зрительного восприятия, координации движений, моторики.
Мышки и домики (12 месяцев)
Цели: знакомство с основными цветами, развитие зрительного восприятия, эстетического чувства.
Ложки (14 месяцев)
Цели: формирование представлений о величине, развитие зрительного восприятия, логического мышления.
Геометрические формы (15 месяцев)
Цели: знакомство с сенсорными эталонами геометрических форм, развитие зрительного восприятия, логического мышления.
Геометрические тела (16 месяцев)
Цели: знакомство с признаками и свойствами объёмных тел, развитие стереогностического восприятия, мышления, подготовка к изучению математики.
Парные картинки (14 месяцев)
Цели: расширение словарного запаса, развитие зрительного восприятия, мыслительных операций, концентрации внимания.
Предмет-картинка (15 месяцев)
Первый вариант
Цели: расширение словарного запаса, развитие языковой интуиции, мышления, подготовка к космическому воспитанию (зоологии).
Коробка с шариками (10 месяцев)
Цели: развитие ручной ловкости, зрительно-моторной координации, концентрации внимания.
Копилка (11 месяцев)
Цели: утончение движений пальцев рук, развитие глазомера, концентрации и устойчивости внимания, подготовка к письму.
Фломастеры и колпачки (12 месяцев)
Цели: развитие согласованных движений рук, глазомера, концентрации внимания, подготовка к письму.
Ячейка с мячиками (14 месяцев)
Цели: отработка щипкового захвата (большой, указательный и средний пальцы), развитие мелкой моторики и концентрации внимания, подготовка к письму.
Открывание-закрывание (10 месяцев)
Цели: формирование жизненно необходимого навыка, развитие ручной ловкости, концентрации внимания.
Пересыпание (12 месяцев)
Цели: формирование жизненно необходимого навыка, развитие координации движений, концентрации внимания, аккуратности.
Перекладывание ложкой (14 месяцев)
Цели: формирование жизненно необходимого навыка, развитие моторики, последовательности действий, концентрации внимания, аккуратности.
Переливание (15 месяцев)
Цели: формирование жизненно необходимого навыка, развитие координации движений, концентрации внимания, аккуратности.
Переносим воду губкой (15 месяцев)
Цели: формирование жизненно необходимого навыка, развитие моторики, концентрации внимания, аккуратности.