Недавно мы с Ваней начали заниматься математикой. Сразу скажу, что у меня нет цели выучить с ребёнком цифры. Наши занятия, главным образом, направлены на формирование «чувства числа». Дело в том, что у детей первых трёх лет жизни преобладает наглядно-действенное мышление, а цифра - это символ, абстрактный знак. Поэтому, когда ребёнок слышит название числа (предположим, «два»), он должен видеть два объекта. Два - это два яблока, мяча, карандаша или просто две точки. Вот почему очень важно, чтобы обучение предметному счету предшествовало последовательному.
Итак, ознакомившись с самыми известными методами, в итоге я пришла к выводу, что нам подходят «Точечки» Никитина. Во-первых, потому что эта игра многофункциональная: имеет невероятно широкий диапозон задач. Во-вторых, вариативная. Её можно расширять, усовершенствовать, придумывать новые задания. И, наконец, необходимый материал легко изготовить в домашних условиях.
Различные варианты игры «Точечки» вы найдете на сайте семьи Никитиных, а сегодня я расскажу только про те, которые доступны нам сейчас.
1. Сортировка. Сначала я предлагаю Ване собрать вместе квадраты одного цвета, а затем разложить их в четыре ряда.
Комментарий. Цвета Ваня сличает уже давно, поэтому первую часть задания всегда выполняет легко и с удовольствием. А вот дальше ему пока откровенно скучно. Поэтому на данном этапе мы сократили количество квадратов вдвое. Т.е. вместо 44 раскладываем 22: от 0 до 5 в каждом ряду. Потом постепенно будем прибавлять по одному.
2. По порядку. Сначала в произвольном порядке раскладываем квадраты в четыре ряда (как в задании №1). Далее я прошу Ваню найти квадраты без точек и положить их первыми, а рядом квадраты с одной точкой.
Комментарий. За несколько недель занятий Ваня научился правильно находить квадраты без точек, с одной и иногда двумя точками. Причём он берёт любой, первый попавшийся квадрат, переворачивает его чистой стороной вверх и говорит: «Пу» (пусто). Пусть не по правилам. Ведь главное понимание. И он понимает!
3. Один-много. Кладу перед Ваней два квадрата, с изображением одной и, например, пятью точками. Прежде мы вместе вслух считаем сколько точек на каждом квадрате. Потом я говорю: «Смотри, здесь мало точек. Одна. А тут много - пять. Покажи, где точек «мало», а где «много».
4. Наложение. Тут всё просто. Берём любые мелкие предметы и закрываем ими точки на квадратах.
Конечно, мы не ограничиваемся только играми с карточками и стараемся использовать любую возможность для обучения счёту. Считаем всё, что попадается в поле зрения: ложки, яблоки в вазе, пуговицы на кофточке, ступеньки на лестнице и т.д. Есть у нас и счёты, на которых отсчитывать косточки тоже увлекательно.
Мы ещё повесили на стену плакат «Счёт до 10». Ваня показывает числа, а мы их называем. Так он запоминает одновременно и вид самих цифр, и порядок следования.
А теперь самое главное - зачем всё это. Тяга ребенка к постижению действительности невероятно огромна, особенно в раннем возрасте. Однако мы, взрослые, по сей день усложняем детям жизнь, полагая, что рано обучать их тем или иным навыкам и таким образом упускаем «лучшее время». Разумеется, все Маши и Пети когда-нибудь научатся считать и писать. Вопрос в другом: как далеко они смогут продвинуться на этом пути.
Кант определил бессознательное как знание, постигнутое через чувственную интуицию. Формирование инстинктивных познаний - вот что мне кажется очень важным.
UPD. Как и обещала делюсь ссылкой для скачивания. В
архиве вы найдете два файла с карточками: для домашней печати (А4) и типографии.