В первое после рождения старшего сына «увольнение» мы с мужем пошли где-то через полгода. Бабушек рядом не было, а про нянь далекие восьмидесятые даже и не думалось - как-то сами справлялись. И вот, наконец, приехавшие родители сказали нам: идите-гуляйте.
Муж позвал меня на свидание.
Вечером: я (оставив бабушкам-дедушкам детёныша и кучу инструкций) и он (ради такого случая оторвавшись чуть пораньше от своей офицерской службы), встретились, как и положено, на Пушкинской, у памятника. Тут надо сказать, что Москва осенью восемьдесят шестого (ага, древность!) была совсем не та, что сейчас. Куда пойти, когда так неожиданно выдался вечер? Выбор не то, чтобы невелик, а, скажем так, сильно ограничен. Из «погулять» и «в кино» мы в тот дождливый осенний вечер выбрали «в кино».
Рядом - кинотеатр «Россия» - самый крутой в то время в Москве. Билеты, как правило, - нарасхват, и у нас, так спонтанно собравшихся в кино, похоже, шансов не было вовсе. Но оказалось, что в те дни то ли какой-то фестивальный показ проходил в этом кинотеатре, то ли «неделя дружбы» - кто теперь вспомнит. Только в «России» шел японский фильм «Легенда о Нараяме».
Чёрно-серый рисунок на афише меня сразу не впечатлил. То есть совсем. Оптимистичный текст под угрюмой картинкой никак не стыковался с ее мрачным настроем и говорил, что это фильм «об отношении детей и родителей, повесть сыновней любви, трогательная история одной семьи…». Золотая пальмовая ветвь, дождь на улице и наличие билетов в кассе - перевесили наш скепсис в отношении японского кино, и программа вечера была определена.
Сразу скажу - никакой «трогательной истории» я в том фильме так и не разглядела. Мрачная картинка на афише оказалась честнее, чем текст. Первые минут десять серой депрессивной тоски я все ждала - ну, вот, сейчас, сейчас начнется… Обещали же «повесть о сыновней любви», значит скоро эта жуть закончится.
А "жуть" и не думала заканчиваться.
Вот что там происходило…
19 век, небольшая японская деревня. Заброшенная, голодная, нищая. В ней испокон веков существует обычай: когда старику исполняется 70 лет, старший сын должен на своих плечах отнести его умирать на вершину горы Нараяма. Главная героиня состарилась, но бодра и полна сил. Сын любит свою мать, но понимает, что по законам племени скоро надо будет относить мать на гору. Мать, в свою очередь, любит сына, но тоже знает законы племени и подчиняется им. Видя, что сын не решается отнести ее, здоровую и крепкую, на гору, мать начинает сама готовить себя к исходу: раскачивает и удаляет себе зубы, сказывается больной. Исполняя заповеди, сын все же относит мать на вершину горы. Когда возвращается в свой дом, то садится в тяжелых раздумьях возле люльки со своим первенцем…
Вот такая «повесть о сыновней любви»…
Скажу честно, мы не выдержали - ушли, не осилив эту «трогательную историю» до конца. Нам по двадцать лет, только родили сына, родителей своих любим и чтим. А тут - такое…
Осенняя слякоть и холодный мелкий дождь показались нам после этого фильма чудесной погодой для прогулок. Уже бы и домой пора, но не хотелось возвращаться с таким тяжелым осадком. Мы долго еще гуляли по темной осенней Москве, будто желая смыть с себя эту жуткую историю.
Тогда я увидела все именно так.
Прошло 25 лет.
Нараяму вспомнила совсем неожиданно…
Когда в своих размышлениях о нашей, разрушающейся в тот момент, паре искала, что-мы-делали-не-так. Конечно, много всего было передумано и переосмыслено в тот непростой момент. И среди прочего, пришло понимание - как важно родителям вовремя отпускать от себя детей. Особенно мамам. Особенно сыновей. Особенно, когда они уже чьи-то мужья. По-честному отпускать: не влезая в их семьи и отношения, в принятие ими решений, не навязывая своих «авторитетных» мнений, обойтись без манипуляций и осуждений. Как важно вовремя отходить в сторону. И вовсе не обязательно на жертвенную Нараяму. А просто - в сторону. Рядом идти, но в своей колее.
…
Вон оно как. Оказывается, в самом начале пути был мне знак, как уберечь свою семью, да не поняла я его тогда, не уловила. А через четверть века - прилетело так, что не понять было уже нельзя. Неусвоенные уроки возвращаются. И знаю, для чего они мне…
…
«По работе» часто доводится общаться со страдающими родителями-детьми, которые никак не начнут жить своей жизнью. Я им - и про сепарацию, и про «пуповину перерезать»… Но так и тянет всякий раз про Нараяму рассказать.
Иногда, вот, рассказываю.
...
В продолжение темы:
https://irinaryzhkova.livejournal.com/2554.html