Фокусник в Эрмитаже

Sep 06, 2013 23:33

Ух ты, какой спектакль! «Фокусник» на Малой сцене театра «Эрмитаж», на прогоне которого мне повезло оказаться. Постановка Андрея Тупикова. И какой контраст с «Моей тенью» в этом же театре, которую посмотрела чуть раньше. Если та тень оказалась для меня чужой, то этот спектакль - моё эхо. Эхо того, о чём сейчас думается, что переживается, чем пытаюсь удержаться. Какой современный Александр Володин. Как Юрий Олеша. Вневременная сила таланта и мудрости, заключённой в слиянии букв. Почему-то во время «Фокусника» вспоминался «Занд» - шедевр «Эрмитажа» былых времен, но навсегда. Может, своим звучанием - музыкой (рефренной, словно Шнитке в «Занде»), словами, эмоциями, актёрской игрой. Удивительной атмосферой слаженности, пронзительных совпадений. Когда думаешь: про меня. Невероятно, как режиссёр-пришелец с, казалось бы, иным театральным мировоззрением, не разрушил стилистику Левитинского мира (правда, не сегодняшнего, давнего, конца 90-х и начала 2000-х) и в то же время привнес то, что здесь случалось редкими вкраплениями, когда Левитин передоверял труппу какому-нибудь чужестранцу, и тот открывал в актёрах непривычные, дополнительные возможности. И это было отдушиной для меня, не всегда принимавшей стилистику Левитина-режиссёра. Вот и здесь я услышала и увидела другие актёрские величины в тех, кого и так уважала. Но иногда жалела, что им не позволяют развернуться. Закручивают в придуманные спирали, и они там надрывно существуют. А здесь вдруг великая характерная Катя Тенета предстала великой драматической. Великая трагическая Даша Белоусова - великой лирической. Станислава Сухарева в роли «от автора» вообще впервые увидела, хотя он в «Эрмитаже» десять лет, но словно его прятали, а здесь он вышел вперед, и мне вспомнился «Вечер в сумасшедшем доме» (давний спектакль Левитина) с Виктором Гвоздицким. Это не сравнение. Это параллель и ассоциация. Но именно Сухарев, совсем, казалось бы, не Гвоздицкий, разбудил её во мне своей игрой, своими переливами и нюансами. Точностью попадания. Я видела Алексея Шулина в спектакле «Кураж». И запомнила. А здесь узнала и нет: он такой сильный и слабый, простой и внятный. Тихий и поэтому громкий. Как текст Володина, который про нас сегодняшних, как про нас вчерашних и завтрашних. В фильме Петра Тодоровского «Фокусник» (1967 г.) помню только Зиновия Гердта в главной роли. Больше никого. А здесь я всех восприняла как главных, всех вдохнула как единое целое, словно это просто разные грани стакана. Семь актёров. Один организм. Одухотворённый режиссёром, которому есть что сказать и который знает, как это сделать. Он просто вывернул меня на пару часов, за пару часов, отряхнул от пыли и наполнил свежестью самовоприятия. Я сидела с улыбкой, которую впору назвать блаженной. И со слезами, которые не душили, а блестели на глазах росой. Ради такого состояния, помнится, мы ходили в театр, когда он ещё был живым. Никому не в упрёк, но вот эта постановка о человеке с моральными принципами гораздо лучше иллюстрирует слова Левитина перед премьерой «Моей тени» о том, что он устал бояться.

театр, театр "Эрмитаж"

Previous post Next post
Up