Околонаучный опус

Mar 25, 2010 00:35

ПРОБЛЕМЫ РАЗМНОЖЕНИЯ АРИСТОКРАТОВ В УСЛОВИЯХ НЕВОЛИ.

Историки, изучая жизнь известных людей, выбирают для своих трудов их подвиги и деяния. Экскурсоводы, выискивают в биографиях, истории забавные, что бы, экскурсанты не уснули или не разбежались.И ни кто, не обращает внимания на безрадостную личную жизнь, великих мира сего. Я, много лет изучаю жизнеописания людей, так или иначе, имеющих отношение к Одессе, и сперва невольно, а затем сознательно, начала собирать данные о их детях. Картина стала вырисовываться, безрадостная.
А началось все, с графа Ланжерона. Был он, генерал-губернатором Новороссийского края с 1816 по 1822 год. Умница, красавец, острослов. Юмористы, уже давно, растаскали его на цитаты. Чего, только, стоит его описание природы: «Великолепна природа степи, но из всех удобств, есть, только, водка». Или, чудный экспромт на балу в Санкт-Петербурге: к даме, замучившей всех своей болтовней, обращается Ланжерон:
- Мадам. Вы, наверно, недавно из Одессы?
- Да. А как вы догадались?
- А, у вас так язык загорел.
Так вот, ни для кого не было секретом, что граф был женат три раза и имел внебрачных сына и дочку. Ничего, казалось бы, из ряда вон выходящего, но вдруг, нахожу фразу Ланжерона: «Я был женат на дереве». Милейший граф, сам признался, что в выборе супруги руководствовался, лишь, правилом подбора хорошей родословной. Ай, яй, яй. Несчастнейший человек, Луи Александр Андро шевалье Комте де Ланжерон, маркиз де ла Косс, барон де Куньи и прочая, и прочая.

Ну, ладно, на первой жене, Марии-Диане Маньяр де ля Вопалье, его женили, как батюшка повелел. Преставилась супруга. Так, ведь вторую, из Трубецких, сам выбирал. С третьей попыткой, вышло еще хуже - Луиза Бригель оказалась алкоголичкой, и пожалуй благом было, что не смогла родить ему детей. Чудное бы детство, было бы у деток - все овеянное алкогольными парами и безумным бредом. Зато, здоровая физически, и видимо морально, брестская мещанка, Ангелина Ерьяновская, родила ему чудного мальчугана, названного Теодором Андро и дочурку Диану. Девочка, долго не прожила и умерла в нежном возрасте. Счастливый папаша, сынишку признал - дал ему хорошее образование и кусочек от кучи своих титулов. Все фамилии, как бы Александру не хотелось, он не мог передать, решение этого вопроса находилось в ведении французского двора. Александр Ланжерон, на Францию был обижен и не стал челом бить в Версале. А вот, невестка его Оленина, не поленилась, пошушукалась с кем надо, в парижских салонах и получила бумагу со всеми печатями, что супруг ее, самый, что ни на есть настоящий граф и маркиз и барон, и папин наследник.

Повезло Теодору Андро с супругой. Рассудительная и дальновидная. К слову, она не приняла предложение А.С. Пушкина, а вышла замуж, за незаконнорожденного, да как удачно. Уводить невест, у знаменитых, в семье Ланжеронов, со временем стало традицией. Внук Теодора, оказался расторопней Владимира Набокова и женился на его невесте.

В общем то, Александру Ланжерону, можно сказать, еще повезло - он внуков понянчил. Да, и наследники его, ныне здравствуют. Хуже сложилась жизнь у Разумовских. С Алексеем все однозначно - согласился быть любовником Елизаветы Алексеевны, то и не надейся, на нормальную семейную жизнь. Жалко мне стало, братика его Кирилла. Женили его на Нарышкиной, родила она ему, шесть сыновей и пять дочерей. Количество было, да с качеством не вышло. Детки все, как на подбор болезненные. Что толку, что детство Кирюши прошло в селе, на свежем воздухе, с нормальным здоровым питанием. Жена то ему досталась, с родословной, а значит, на протяжении веков, женились родовитые на двоюродных, троюродных и пятиюродных. Чем выше статус, тем уже круг для выбора супруги. Что собственно, и ощутил на себе Кирилл. Из одиннадцати детей продолжить род, позволило здоровье, только Алексею. Образованный, честный, но со странностями психологического характера. Он свою жену, из Шереметьевых, отстранил от воспитания детей. Девочкам повезло, Алексей Кириллович их отдал своей сестре, а мальчиков оставил себе. Сынишкам, папины методы воспитания, всю жизнь, боком вылазили. То что, младшенький клиент дурдома - видно было, даже, не специалистам. Со старшим, Петром, хоть, и было все не однозначно, но все же странностей было, слишком много. Убегал от папаши, он неоднократно. При этом, куролесил оригинально. То с цыганами кочевал, то с клошарами парижскими, грабежами промышлял. С 1795 по 1799 в Бессарабии, приторговывал фальшивыми паспортами и ассигнациями. Какое совпадение, приблизительно, в это время, прадед моего прадеда, приобрел паспорт турецкоподданого, православного с фамилией Рябоконь. Возможно, паспорт тот, был произведен торговой маркой Петр Розумовский.

Внук, гетмана Кирилла Разумовского, может и продолжал бы бузить, да угораздило его ввязаться в историю похлеще, чем изготовление фальшивых денег. Петр, связался со староверами. Этого, Кирилл испугался не на шутку. Для Романовых наличие, где-либо старообрядцев, было кошмаром. Алексей Михайлович, реформу начал, а детям Ивану, Софье и Петру достался раскол, смятение в умах и бунты. Есть, легенда, что царь Иван Алексеевич возглавил восстание староверов и ушел с ними в Кержацкие леса. Огромное войско, Петр Алексеевич кинул против кержаков. Многие погибли, в тех сражениях, но царя Ивана, уберегли. Естественно, такая сказка, не придавала душевного спокойствия Петру и всем его потомкам. Екатерина II, даже спустя сто лет, требовала у турецкого султана, выдать ей всех староверов, живущих на землях подвластных ему. Султан, желая подразнить Екатерину, слал ей письма с пояснениями, что, мол, люди сеи для меня, что дети родные, сам их не обижу и другим не позволю.

Короче, был бы конец карьерам, и Кирилла и Алексея Кирилловича, узнай кто-либо при дворе, чем отпрыск их развлекается. Нанятые сыщики, наследника поймали и к деду доставили. Дедуля был, человеком мудрым и решил, если, ни кто из семьи, не смог стать духовно близким для его внука, то надо найти такого человека. Им стал Ришелье.
Дюк, обаятельнейший человек, предложил Петру стать его помощником, в управлении Одессой, а за тем и всем Новороссийским краем. Разумовский согласился и поселился в Одессе. Занимался оклиматизацией растений. Писал книги о проблемах садоводства в степи. Но, так и не женился. Славного безумца, до сих пор помнят в Одессе, и есть улица, носящая его имя.

В вопросе, выбора удачной партии, для ребенка, родители руководствовались, не только безупречной родословной, но бывало и меркантильными соображениями. Граф Ржевуский, так любил покутить, что влез в долги, и проблему платежей по кредитам, решил за счет дочек. Каролину, выдал замуж за Собанського, который был, старше невесты на 33 года. Но, ей чудом удалось получить развод. Эвелину, выдал за Ганського. Тут то, не повезло с разводом и пришлось ждать смерти супруга. А, младшенькую, и вовсе отдал за негоцианта Ризнича, престарелого вдовца, без родословной, но с капиталами. В общем, испортил жизнь, всем дочкам.

А вот, Томас Кобле, шотландский лорд, правильно подошел к вопросу выбора невесты. Не стал выбирать родословную, а просто влюбился в дочь казацкого полковника Святозарова. Она лорду, хоть и не ровня, но уж очень приглянулась. Девушка тоже влюбилась в странного иноверца и без родительского благословения удрала из дому, с любимым. По закону, Российской империи, брак мог быть освящен в церкви, даже если, только один из брачующихся православной веры. Дети, рожденные в этом браке, автоматически признавались православными. Исключение, было прописано, только для буддистов, язычников и староверов. Остальные, венчались без смены веры, одного из молодых, но с обязательным разрешением родителей. Видимо, без взятки, тут не обошлось. Брак был официально признан. Родились детки Апполон и Клавдия. Про сына, мне ничего не известно, а вот Клава, вышла замуж удачно. Итальянский маркиз Филипп Паулуччи, стал не просто удачной партией для Клавдии Кобле, но и основал род, обосновавшийся в Казани. Паулуччи слыли меценатами. Известно, что внучка Клавдии, даровала приданое Александру Керенскому. Смешение славянской, шотландской и итальянской крови, дало здоровое потомство русских аристократов. Именем шотландского лорда, названа улица в Одессе и село, ставшее знаменитым курортом и торговой маркой вин.

Томасу, можно сказать повезло, что его родители, были далеко в горах и не принимали активного участия, в устройстве счастья сынули. А, у Карла Голшейнготторпа, не спрашивали его мнения - где он хочет жить, хочет ли он, вообще, жениться. Просто, поставили перед фактом. Отныне Карл Голшейнготторп и София Фредерика Анхальд-Цербская, муж и жена. Молодые, дружно возненавидели друг друга, и родился у них сын Павел Романов. Бедный, бедный Павел. Он очень ненавидел свою маменьку, и жену ненавидел, и детей ненавидел.

Старший сын Александр, получил жену с хорошей родословной, из Баден-Дурлахских она. Детей совместно, так и не нажили. Одна отрада, у Александра Павловича, была - дочка Софья, рожденная от Нарышкиной. Да и то, умерла очень юной. Жила София с маменькой в Одессе, на Приморском бульваре. Есть, в Одессе улица Софиевская, но однозначно, ни кто не сможет сказать - в честь какой Софии она названа: дочери Александра I, или старшей дочери графа Потоцкого, или второй жены Потоцкого. Все, три Софии, проживали, в одно время, на этой улице, в особняке графа.

Вероятно, император Александр Павлович, себя считал несчастным человеком, но, только, до тех пор, пока дюк Ришелье не познакомил его со своей женой. Несчастного Армана Эммануэля София Септимати де Плюси, герцога Ришелье, обвенчали с Розалиной Сабиной де Рошешуар, с хорошей родословной.

К родословной с гербами и титулами прилагалась девица с двумя горбами, весьма некрасивым лицом, хромая и поговаривали, что с головой у нее тоже, было не все в порядке. Молодых обвенчали, и с согласия свекра, в свадебное путешествие отправился Эммануэль один, без невесты. Еще бы, он пережил страшный шок, увидев первый раз свою невесту перед алтарем. Два года, блуждал по Европе, молодой супруг, потом записался в армию. Сражался, защищая Людовика, потом в армии Потемкина, воевал против турок. Лез в самые страшные сражения. Карабкался на стены Измаила. Снискал славу храбреца и героя. Будучи генерал-губернатором Новороссийского края, заслужил уважение жителей, невероятными поступками. В Одессе, ходил по домам людей заболевших чумой, и лично ухаживал за больными, в Екатеринославле, сам хоронил умерших от чумы (местные отказывались). Дюка - умного, тактичного, трудолюбивого, воспитанного любили все, но он был несчастен. Над ним, дамокловым мечём, висел брак с Розалиной.

Историки, краеведы, экскурсоводы преклоняются перед великим человеком, и поэтому, упорно пытаются найти подтверждение его любовным интрижкам. И вовсе не с целью, тыкнуть, что и он не без греха. Нет. Нет. Просто, очень бы хотелось знать, что у него было простое человеческое счастье. И порадоваться за него. Он, всего себя отдал, что бы Одесса стала самым лучшим городом в мире. Такой человек, заслуживает любви не, только общественности, но и личной любви. К великому сожалению, таких упоминаний об амурных связях нет. Или у Ришелье, романов не было, или его современники были достаточно тактичны к нему.
Издание второе, слегка, дополненное.

Светлые личности в истории Одессы

Previous post Next post
Up