- Шура, сколько вам надо денег? - Сто рублей! - Нет, сколько вам надо для полного счастья?

Jan 15, 2014 19:55

Никогда не присматривалась к тому, что написано в пенсионной книжке моего прадедушки. Лежала себе книжечка и лежала в домашнем архиве.
Очередной раз, роясь в документах, обратила внимание на указанную сумму пенсии, а вот это уже интересно.


168 рублей 78 копеек - сколько это, в смысле, что бы прожить?
Изыскания были долгими и печальными, как вся советская действительность на фоне индустриализации всей страны. Вариантов добычи еды было несколько:

Во первых карточки. Но с выходом на пенсию каждый гражданин терял право на приобретение продуктов по льготным ценам. Хотя, и карточки не давали гарантию, что их удастся отоварить.
Я вообще не представляю, как человек работающий мог и на работу успеть и бесконечные очереди отстоять.
Хорошо помню, как моя свекровь вставала в 4 утра, шла в мясной магазин на Дерибасовской, что бы в очереди оказаться, хотя бы в первом  десятке. Часов в 10 возвращалась домой с добытой пачкой пельменей, расчлененными синими цыплятами и суповым набором с костями очищенными добела, как для музея палеонтологии.
Естественно, что при таком стоянии в очередях у гражданина было два варианта: или ходить на работу, или ходить за едой.

Второй вариант - базар. Но коммерческие цены были недосягаемы. В то время как раз отменили НЭП, началась нехватка товаров и цены взлетели. Базарные цены превышали карточные в 7-8 раз.


Третий вариант - магазины ТОРГСИН.
Цены в них  были, ну просто агитплакат «Жить стало лучше, жить стало веселее»

Мясо от 20 до 35 коп. за кг.,
рыба от 20 до 30 коп. за кг.,
масло льняное - 40 коп. литр,
масло сливочное 80 коп. кг.,
песок сахарный 40 коп. кг., сахар рафинад - 50 коп. кг.,
конфекты - от 70 к. до 1 р. кг.,
чай № 105 - 40коп. 100 грамм,
мука разная от 16к. до 24. к.

Но, все указанные цены были не в советских червонцах, а в торсиновских бонах.
Вообще-то, ТОРГСИНы были открыты для торговли с иностранцами, но в 1931 году придумали, как из советских граждан вытрусить последние золотишко - обручальные колечки, нательные крестики, зубные коронки. Расчет прост: захотят кушать, сами с себя все снимут.

Право приобрести товары в ТОРГСИНе имели, только те, кто сдавал туда золото, драгоценные камни и антиквариат. Сдал по смешной цене, получил боны, становись в очередь за едой. В тот период, даже разрешили получать валюту от родственников из-за рубежа, но отовариваться можно было только в торгсине. Курс был 1рубль94коп. за доллар.
В конечном итоге стоимость продуктов питания в ТОРГСИНе превышала экспортную в 3-4 раза.
Для советских граждан цена устанавливалась выше, чем при продаже за границу.
А с рук, приобрести боны можно было по цене - за один ТОРГСИНовский рубль отдавали 50 червонцев обычных. Так что цена продукта возрастала во много крат.
Понятно, что эти магазины вызывали восхищение своим блеском и ненависть своей недоступностью. Не даром Булгаков с упоением описывал, как Коровьев и Бегемот устраивают пожар в магазине на Смоленском.

За пять лет существования торгсинов у народа было добыто 100 тонн золота. Всего прибыль составила 270 миллионов рублей. Хотя, скорей всего, это цифра не точная.
За торсиновскими приемщиками водился грешок: бриллианты принимали по 12 рублей за карат (якобы бракованные), а реальная цена приемки была 260 рублей, антикварное серебро принималось как лом. И такие случаи бы не исключение, а правилом по всей стране.

Но, все равно, Одесса перещеголяла все торсины страны.

Эту фотографию сделал американец Branson DeCou в 1931 году в Одессе, возможно на Приморском бульваре.
Все иностранные  матросы могли выпивку покупать, только в торгсине и торговля шла бойкая, но надо же так случиться, что один сознательный зарубежный гражданин  написал жалобу в Москву.

Выдержка из письма иностранного матроса, видимо, коммуниста, по поводу Торгсина в Одессе: «Я знаю, что главной функцией Торгсина является сбор валюты для выполнения пятилетнего плана. Вольность операций Торгсина дает, однако, впечатление первоклассного публичного дома в капиталистических странах. Когда шипчандлер  первый раз пришел на наш пароход, он сказал морякам, что девочки в кафе ожидают их. Товарищи, я считаю, что это возмутительно. Может быть, валюта и для пятилетки, но это действует на рабочих города Одессы.

В Торгсине нет в продаже ни одной открытки, ни одной карточки с изображением социалистического строительства,- возмущенно писал моряк,- хотя есть возможность популяризировать советскую индустриализацию и развитие рабочего государства».

А вот и то самое кафе, возмутившее заграничного пролетария.

Шипчандлер - агент по поставке товаров на суда.

История Одессы

Previous post Next post
Up