Страница ЕЛЕНЫ ХАНИНОЙ

Jan 29, 2015 14:26



ЕЛЕНА ХАНИНА: БУДЬ ДО КОНЦА СОБОЮ В КАЖДОЙ ФРАЗЕ


       Известная современная поэтесса Елена Ханина родилась в семье врачей в Комсомольске на Амуре. Отец - Ханин Вульф Ильич, ныне покойный, военный врач, закончил войну в Берлине. Его мать и сестры были убиты немцами в Белоруссии, а брат погиб в бою за Сталинград.

Вот, что рассказывает о себе и своем творческом пути  поэтесса:
После перевода отца на работу в Ригу вся моя сознательная жизнь связана с этим городом. Там я закончила школу и медицинский институт. С 1989 года живу и работаю в Израиле.
 В 1995 в Риге издан сборник стихов "На мыслях своих распяты", и в 2002 также в Риге вышел второй сборник "Душе к душе так сладко прислониться". Третий сборник "На краешке судьбы так трудно удержаться" издан в 2004 году в Иерусалиме. 4-й сборник стихов "Избранное" Москва-Беэр-Шева - в 2006 году. 5-й сборник - "По кривым переулкам судьбы" Израиль-Москва - в 2012 году. В Израиле работаю по специальности, я - врач-эндокринолог, кандидат наук, член Союза писателей Израиля.

Литературное творчество Елены Ханиной представлено в журналах, альманахах, антологиях и на сайтах в Интернете.

             

http://svetezdom.narod.ru/index/0-75

Стихи Елена пишет с детства, подтверждая своим поэтическим творчеством известную мысль о том, что поэтами именно рождаются, а не становятся. Поэтический  Божий дар проявляется в Елене Ханиной очень рано, неся для нее и радость творчества, и первые уроки разочарования в столкновении с непониманием и недоверием учителей русского языка и литературы, и уроки неискренности первых редакторов. Вот что рассказывает, вглядываясь в начало своего творческого служения, о первых шагах по пути Поэзии,  тогда еще совсем юная, доверчивая и открытая миру девочка Лена:
МОЙ РОМАН С ЛИТЕРАТУРОЙ

Мой роман с литературой    начался с раннего детства и весьма трагично. Стихи писала   уже в шесть лет и очень явственно помню черный бархатный блокнот  с тесненными золотом буквами, подаренный мне на мой седьмой день рождения. Стихи записывались чернилами, красивым детским почерком, чернила были фиолетовые, поэтому, иногда, в альбоме оказывались громадные паукообразные кляксы.
Учительница русского языка  Таисия Павловна,  грузная,  одетая в кримпленовое платье, почему-то  ярко желтого цвета,  пожилая дама, с двойным подбородком расхаживала между партами с громадной тростью  и объявляла тему очередного сочинения - кем  я хочу быть. Она заверила, что  наши сочинения будут прочитаны совершенно анонимно и никто не будет знать сокровенные желания  одноклассника. Я поверила… Через несколько дней мое сочинение было зачитано перед всем классом и в нем прозвучало  признание о моем желании стать поэтом. Тот ужас от невероятного вероломства и предательства  учительницы  поразил мою детскую душу наповал, я выскочила из класса и единственное желание которое было у меня - УМЕРЕТЬ. Как  уйти из этого мира, когда тебе 10 лет и нет возможности заглянуть в интернет, чтобы получить  инструкцию  по  осуществлению задуманного? Но в голову лезла вся почерпнутая из литературы информация: из   прочитанного  мною романа  я узнала трагическую историю любви, где главная героиня уходит из жизни, отравившись  серой. Я решила, что для этих целей можно использовать спички, и  съев достаточное количество серы, полученной из спичек, я смогу уйти из этого коварного мира, в котором мне было суждено  ощутить позор, который не в силах была пережить. Поедание головок  спичек и мое странное поведение было замечено матерью и  мне было проведено промывание желудка.  Таким образом уход из жизни в 10 лет с треском провалился. Мне было суждено не раз испытывать     черные дни, когда желание уйти из жизни вновь посещало меня, но уже никогда  с тех пор  не было той остроты предательства и безысходности, которую  испытала я тогда.
Желание писать стихи, как ни странно, не прошло, и писать я продолжала. В седьмом классе уже другая учительница литературы,  Рива, толстая близорукая дама, дала нам тему для очередного сочинения на произведение Пушкина. Сочинение я написала в стихах и была собой  горда. Но наказание за свой  неуемный  транш сочинительства  не заставило себя долго ждать. Получив на завтра тетрадку с сочинением, я нашла там  жирную извивающуюся двойку. Обнаглев, я все-таки вознамерилась получить от учительницы разъяснения. Ответ был прост до боли: «Ты списала все у известного поэта»! Но у какого поэта я списала свои стихи, учительница затруднилась ответить: «Сама ты так написать не могла!» Через много лет, проходя  практику по кожным болезням,  в кожном отделении городской больницы, будучи студенткой медицинского вуза, я встретила  Риву, всю распухшую, страдающую тяжелым псориазом. Помню, что мне было ее очень жалко.
Во взрослой жизни я попыталась найти хоть какое-то поэтическое сообщество, в котором  смогла бы почитать свои стихи.  Я нашла  при молодежной газете поэтическую студию, но приход туда развеял все надежды, которые теплились во мне - найти единомышленников.  Стихи, которые читали там  другие, мне не понравились, да и к моим стихам там отнеслись довольно прохладно. Руководитель литературного кружка показался мне человеком недалеким, а двум студийцам я без труда поставила диагноз шизофрении, благо тогда  медицинский институт уже был закончен.
Мои отношения с редакторами были не менее трагичными - первый редактор, вернее редакторша  молодежной газеты, с радостью  отобрала мои стихи для печати, но потом они у нее почему-то потерялись. Таким образом, на многие годы я была обречена писать только для единственного слушателя - для себя.


        

Рига. 1987 год                                                           Рига. 1989 год

Вниманию читателей предлагаются новые, еще не опубликованные авторские Стихи о поэзии 
НЕ женись на поэтессе
Если даже в местной прессе
Дифирамбы критики поют.
У неё в подругах муза,
Бесхребетная  медуза
Всё грозит отдать её под суд.                                                                                                        Рига. 1989 год


Не женись на поэтессе
До утра осталась в кресле.
Пишет, пишет и не отрывает  глаз
От беспечного дисплея
Буквы в страхе холодеют
Ощущая некий диссонанс.

Ни борща, ни чебуреков,
Ни уборщица, ни пекарь,
Да и деньги не приносит в дом.                                                                                                                                 Разговоры, разговоры
А посуды грязной - ворох.
Ах опять я право не о том...

------------------------------
Мне б туда, в десятку лучших
Что окучивают кущи
По утрам.
Что поют сладкоголосо
Про девчонок и матросов,
Про вигвам.
Что тусуются по барам

Не гнушаются по бабам
Сделать круг.
Чьи стихи всегда в фаворе
Как три слова на заборе
Режут слух.
Но туда пути закрыты.
У разбитого корыта
Слёзы лью.
Пристаю - стихи прочтите,
В них немерено  открытий,                                     
Слов любви.                                                                                                                                       Рига. 1989 год
А в ответ - пошёл подальше
Обратитесь к секретарше
Или СМИ
Принесли салат и чипсы.
Ах опять апокалипсис,
Тарарам!
Убери стихи в кладовку
Объявляешь голодовку?
По рукам !

--------------------------
Ой поэт! Поменяй паранойю

Пусть струится словесный понос,
Развиваются  волосы- флаги
Но не надо, прошу, бедолаге
На природе баб голых весною
Целовать    на полянке взасос.
Там Набоков, Лолита, старушки,
Разворована, гибнет страна.
Там глаголы и суффиксы пляшут.
Непонятно, не нашим, не вашим
Для чего две шальные простушки
Вдруг разделись  при нас донага.
Ой, поэт, поменяй паранойю!
Порно сайты народ созывают,
Садо- мазо , наручники ,  плети.
Ну конечно, поэты как дети!
Только может подробности стоит                                                                                                               Рига. 1989 год
пропустить? Ой не знаю, не знаю.

----------------------------------
Собрались поэтессы
С  не очень счастливыми  судьбами.
Одиночество, старость
и неустроенный быт.
Собрались поэтессы
Вроде были красивыми, умными.
Ничего не осталось
От розовых пухлых ланит.

Поэтессы смеялись,
Громко читали   стихи про природу.

там пурпурные краски,
пеплом покрыта заря.
Поэтессы смеялись
Пили вино и  холодную воду
Сплетя стихи   не наспех.
Как молитву у алтаря

---------------------------
Стихи подшитые слезой
Зарублены на фейс-контроле
Доколе не понять, доколе
Редактор икс.  Редактор Коля
Ни в чём не видит новизны.
Стихи скукожились, молчат
Кому нужны? Одна морока
Искали, не нашли пророка.                                                                                                                            Рига. 1989 год
Скайп, твиттер  ищут компромат.
В клочки изорвана эпоха.

----------------------------------
У королевы сайта взгляд с грустинкой
Коралловые бусы из дешевых
и очень, очень нежные стихи.
Морщинок чуть заметна паутинка.
Стоишь на пляже в платье   бирюзовом.
Господь, ты королеву сбереги.

Ты сбереги её от глаз недобрых,
От льстивых фраз про гениальность снов.
дай спрятать душу под щитом сарказма.
Укусы славы, как укусы  кобры.
И если голос твой не в унисон,
Будь до конца собою в каждой фразе.

СТРАНИЦА ЕЛЕНЫ ХАНИНОЙ

Previous post Next post
Up