http://igor-grek.ucoz.ru/publ/hronos/1979/8-1-0-145 "Полковник наш рожден был хватом..."
М.Ю. Лермонтов.
Впервые эту историю я услышал лет восемь назад и в общем-то не поверил. Если бы не одно но... Я знаком с человеком, который ходил на охотнике за авианосцами и в одном из походов умудрился в Средиземном пристроиться прямо под киль как раз этому самому "Энтерпрайзу". Про именно этот случай не рассказывал, но подобное и и правда было. Я знаю абсолютно точно, что дизельная (!!!) лодка Б-88 ("Зулу") Тихоокеанского флота в начале 1979 года влепила в хваленый "Энтерпрайз" ЧЕТЫРЕ "пузыря" !!! В упор (2-4 мили). Командир - капраз Фёдор Гнатусин. Но об этом в другой раз.
Авторский текст капраза Н.Н.Курьянчика даю дословно, без наглых и бесцеремонных интернет-подделок.
"ПРОТИВОБОРСТВО ДВУХ СИСТЕМ было в самом разгаре, вовсю полыхала "холодная война", и отблески ее зарева были видны на всех материках, морях и континентах. На таком историческом фоне и служил Советскому Союзу командир многоцелевой атомной подводной лодки, один из многих ничем особенным от других не отличавшийся. Хотя слыл на флоте чудаком из-за своих двух сумасбродных идей.
Реальный пожар на "Энтерпрайз", 14 января 1969 года, в гавайских водах. Пожар начался с взрыва ракеты "Зуни" под крылом F-4. Некоторые из последующих 18 взрывов были 500-фунтовыебомбы, оставившие 6-метровые дыры. Потери составили 28 мертвых, 343 раненых и 15 самолетов уничтожены.
Первая - сделать на подводной лодке "мертвую петлю". Вторая - торпедировать авианосец "Энтерпрайз". Ни больше ни меньше. Причем обе мечты были вынесены еще из стен училища, и до сих пор командир не образумился. Нет-нет, да и ляпнет где-нибудь, чаще, конечно, по-пьяни.
Идея с "мертвой петлей" родилась на вступительной лекции по ТУЖК, когда преподаватель из бывших механиков авторитетно заявил, что аэродинамика и гидродинамика - близнецы-братья, вернее, сестры, и что законы управления подводной лодкой сродни законам управления самолетом. Правда, со временем мечта несколько поблекла, выветрилась и стала какой-то нереальной. Механики-сослуживцы снисходительно привели массу доводов о ее несостоятельности. Но петлю, упрямо думал мечтатель, я все равно сделаю - на новой, глубоководной, скоростной лодке третьего поколения, с реактором на ЖМТ!
Читать далее -
http://igor-grek.ucoz.ru/publ/hronos/1979/8-1-0-145