Магдебургское право (мысли и домыслы)

Feb 19, 2017 01:29

Оригинал взят у chispa1707 в Магдебургское право (мысли и домыслы)
(многа-многа-многа-букф)

Текстов - кот наплакал: Вики да Востлит. Но кое-что понять можно.
Кто окружает едва поставленный город? Аборигены - свободные люди на своей земле.
Для них сразу вешают на столбе герб: крест с мечом или перчаткой (символ власти) и колонну Роланда (символ непосредственного подчинения королевской власти).
Это все - для неграмотных, беспредел не пройдет: вывернем как перчатку. О колонне Роланда умолчу - смысл нелитературен.
Ассоциации колонны с фаллосом вполне научны, если что.

В истоках такой герб - племенная тамга: чужак. ты вошел на нашу землю. Будь вежлив.

Внутри городов идет ожесточенная борьба между городской верхушкой, рядовыми горожанами и плебсом.
Плебс это местные. Аборигены.
Если такое племя заняло точку по сбору мусора - хрен их подвинешь; для них это как занятая река. Это их племенные угодья.
Право на конкуренцию не прокатывает, будет как в фильме "Банды Америки" - сразу топором по башке. А не зарься на чужое!
Обидишь одного, - будешь иметь дело со всем табором, и очень быстро.
Это - РЕАЛЬНОСТЬ.

И если они таки заняли точку, - будут выдавливать своё из клиента до последнего, и это тоже их право.
Свои комментарии далее буду помечать красным.

ВИКИ: Этим объясняется то, что важнейшие источники права, в частности Магдебургские источники, тогда носили характер судебников.

Магдебургские источники широко использовали “Саксонское зерцало”, приспособив его к потребностям развивавшихся городов.
Это означает или тотальный исторический фальсификат по всему массиву, или хорошо работающий в колониях шаблон.

Саксонский Вейхбильд был записан, по-видимому, в 60-х годах XIII столетия. То есть, в 1760-х. Екатерининское время.
То есть, аборигены и Екатерина II - в одном времени и пространстве. А нам парят, что Магдебургское право в ходу с 1230 года, как минимум.

Вейхбильд был составлен в форме наставления шеффенам и ратманам о том, как нужно судить, а горожанам - о том, как они “должны искать свое право”.
У этих ребят все - впервые.

И. Вейхбильд (ст. 18) говорил словами купцов, обращенными к королю: “Если каждой земле дано и установлено свое право, то и они хотят знать, при каком праве они существуют”.
Купцы здесь - главное сословие. Нет купца, не станет и города. И они спрашивают по делу.

Феодалы, все более запутывавшиеся в долгах, вынуждены были давать политические “вольности” городам...
Это означает, что спившийся местный вождь (феодал) отдает общеплеменные права за свои личные потребности.

Маркграф Бранденбургский, не принимал никакого участия в передаче Магдебургского права городу Гёрлицу; его согласия на эту передачу не испрашивали.
Это в будущем одна из сильнейших семей в Европе, но - пока он абориген.

Шеффенов в известной мере противопоставляли, городским советникам (ратманам) - представителям более широких кругов горожан. Ратманов выбирали лишь на один год, и они могли собираться, как правило, только “по совету мудрейших”.
Шеффины это городская знать, проходившая земельный ценз. То есть, перед нами начало капитализма. В Италии шеффены исчезли в 10-м веке, в Руане (Франция) последний шеффен (эшевен) вымер в 1321 году. Но сама должность упразднена в 1789 году. то есть, на деле, не ранее, чем в 1830-м. А между 1321 и 1830 годами - история Франции "набита соломой".
Ратманы. Ратманы в России существовали в магистратах и ратушах до судебной реформы 1864 года, а в управах благочиния - по мере закрытия их во 2-й половине XIX века. В Европе ратманов не вижу - вообще.

Кто такие эти "мудрейшие", решавшие, собираться ратманам или не собираться, так и осталось за кадром.

Ниже приводятся выдержки из “Саксонского Вейхбильда” в переводе со старонемецкого текста, напечатанного в издании Daniels und Gruben, Das Saеchsische Weichbildrecht, Berlin, 1858 и “Права, сообщенного шеффенами в Магдебурге г. Гёрлицу в 1304 году”, напечатанного в той же работе Gaupp'a, стр. 269-320.

“САКСОНСКИЙ ВЕЙХБИЛЬД”

Городское право - это то, которым городские люди ранее в старых городах пользовались... поскольку городское право весьма долго существовало со старых времен.
Это для лохов.

...не должно так быть, чтобы опротестованное решение переносилось в марку, в графство...
Абориген колонизатора не судит. С местным вождем уже договорлись - выше.

А ВОТ ЧТО ТАКОЕ "ВЫШЕ"
(право) должны добыть из Магдебурга. Посланцы должны присутствовать, так как решение дано обоим сторонам...
Шеффены и ратманы сразу становятся в подчинение внешней силе - СРАЗУ.

...и судья должен дать им довольствие и военное снаряжение.
То есть, шеффены и ратманы - люди на внешнем содержании - с первого дня.

Фогт должен спросить шультгейса: время ли для суда?
Шультгейс это представитель короля. То есть, суд может и не состояться - сколь угодно долго. Например, пока не подъедут войска. Фогт это местный управитель (например, церковных земель). Сладкая парочка. На фогта жалуются шультгейсу, но и фогт может пожаловаться наверх.

ФУНКЦИИ БУРГОМИСТРА:
Они должны судить о всевозможных мерах, о неверном весе, о всяких продажах, о недоиспеченном хлебе и проданном плохом мясе и о всяких неправильных весах и о разных торговцах, не нарушают ли они какие-либо правила, которые установлены в городе для торговли. Когда устанавливают флагшток, в это время они 9 не должны торговать. Когда кончили торговать те, которые имеют оседлость в городе и когда наступил полдень и снимают флагшток, то они могут опять торговать, чем хотят.

Когда хотят подарить земельную собственность в пределах города, то тот, кто должен прийти в надлежащий суд и спросить, как он должен передать свою земельную собственность, чтобы это было в законной форме.
(если собственность) купленная на свои пфенниги, то он может ее подарить...

Перед нами очень-очень поздняя вставка. Земля уже поступила на рынок, а это, начиная от 1789 года и позже.
В оригинале при передаче земли должен упоминаться оммаж. Никакой продажи!

ПЕРЕДАЧА ЗЕМЛИ:
Пусть судья... скажет так: ...вот я тебя ввожу в обладание... после этого тот, кто подарил земельную собственность, будет уверен в принятии (одаряемым) обязанности военной службы в законной форме.

То есть, обладатель земли должен нести воинскую повинность СЕНЬОРУ ЭТОЙ ЗЕМЛИ. И вот это - ПОДЛИННЫЙ кусочек феодализма.

Советники (ратманы) облечены властью разбирать различные дела, относящиеся к нарушению правил относительно мер и весов и продажи съестных припасов. Нарушители этих правил должны платить штраф в сумме 3-х вендских (западнославянских) марок, т. е. 36 шиллингов.

Мы видим, что конкретно этот список уже рассчитан на западнославянские земли - не на саксонские. И во главе угла - торговля.

Если торговцы в чем-либо провинились или... то нарушителя остригают и избивают плетью (hut und har) или он уплачивает три шиллинга

Вопрос: кто такой этот торговец? Девочка из киоска, работающая на того, кто держит весь рынок?
Такая норма к свободному человеку применена быть не может. Да, и к чужому крепостному - с оговорками.
Это похоже на российское уголовное право середины 19 века, - когда уже всех нагнули.

Если произойдет что-либо противозаконное в течение 14 ночей до судебных дней бургграфа, то эти (дела) разбирает бургграф и никто другой.

Бургграф - должность внутри СРИГН. Магдебургское право действует на 80-90 % ЗА ПРЕДЕЛАМИ СРИГН - в Польше и ВКЛ.
Только что проверил...
Перед нами микс из документов разных земель и эпох, не особо тщательно обдуманный.
Кстати, у нас только в Западной Украине порядка 20 городов с Магдебургским правом было. И что - ни одной корректной копии не осталось?

Шультгейс должен быть (из среды) наделенных леном, и этот лен должен быть правильным (соответствовать праву). Он должен иметь также банн от господина (сеньора) земли (страны).
А вот это сказано корректно.

Если рана нанесена ножом и виновный захвачен на месте преступления и приведен в суд с криком о помощи, то потерпевший может требовать его шеи (т. е. головы).
Мера чрезвычайная, в обыденном праве норма - компенсация пострадавшему.

В качестве свидетелей он может иметь любого человека, не лишенного прав, за исключением отца его, сына его, брата и его слуги.
Интересно, а мать пострадавшего прав лишена? А замуженяя сестра?

Если же кто-либо отбирает товары или движимое имущество за долг по суду и он должен истребовать это имущество в течение трех судебных дней, и на четвертый судебный день оно ему присуждается, и он удостоверяет это (свидетелями), если (должник) после этого явится за своим имуществом, то тот, кому со свидетелями было присуждено имущество, скорее может его получить, чем тот (должник).

Интересно, для кого это написано? А что если конфликт между купцами за просрочку поставки? Города не могут стоять, если этого нет.

Если кто-либо берет жену и муж умрет, то жена ничего не получает из его имущества, кроме того, что он дал ей в качестве свадебного подарка или данного им ей на суде пожизненно. Жена не может обратить в свою собственность ни свадебный подарок, ни вдовью долю.

Микс из разных правовых норм. Копипастили не глядя.

Если же она умрет, то это (имущество) переходит к наследникам мужа.
Остатки матрилинейного права.

А вот еще остаток матрилинейного наследования. Все уйдет матери и сестрам-братьям покойника
Если муж имеет движимое имущество или купленное вместе с землей, которое он получил по наследству, он может передавать это имущество своим детям и своей жене только в судебные дни перед судьею и шеффенами. Имущество, приобретенное своим трудом, он может передавать кому угодно при своей жизни и в полном здравии, и никто не может возражать против этого.

И это - остаток коллективной ответственности.
Если кто-либо требует от другого уплаты долга его отца, то он (т. е. ответчик) освобождается от уплаты долга, если его не поставили в известность об этом долге, как то требуется по закону.

Если чужеземец требует от другого перед судом долг, то должник освобождается от уплаты долга, поручившись своей собственной рукой, как это требуется по праву, если (однако) кредитор не приводит свидетелей против него.
Как возможна торговля, если купец из Новгорода не может никому и ничего предъявить в Пскове? Таскать за собой свидетелей-псковитян?

Если кто-либо сражается в поединке, то, если добьется победы, платится за нанесение раны рукой, а за убийство - шеей (головой). В пределах городского права (вейхбильда) никто не имеет права затевать поединок
1836 год примерно или позже. Дантеса отпустили с миром.

Если жена умирает без наследников и если не найдется наследников со стороны ее мужа, то ее доля имущества переходит в наследство к ее ближайшему родственнику, будь-то мужчина или женщина, которые ей равны по рождению. То же относится и к части мужа. Равным образом это относится ко “сему золоту и серебру, что осталось после 30-го дня, 11 а также к зерну, мясу, пиву, одежде, вину; все это принадлежит к наследству мужа, а не жены.
Очень странная норма. Для нее есть очень короткий промежуток времени - сразу после замены матрилинейности наследования на патрилинейность. На деле, это все - чистая магия.

Если умрет человек и оставит детей, которые не достигли своих (взрослых) лет, то, их ближайший (родственник) по мечу (с отцовской стороны), равный по рождению, должен стать их опекуном до их взрослых лет.
Равный по рождению - ключевая формулировка, подтверждающая значение ПОКОЛЕНИЯ внутри семьи.

Если у мужа умрет жена, то ее ближайшая родственница, которая получает в наследство ее .приданое, должна держать его кровать в порядке такой, как это было в (ту) пору, когда была жива его жена, а также его кресло с подушкой и (проявлять) заботу о его коне.
По факту перед нами обязанность заместить жену, похоже, что в кровати тоже.

Теперь послушайте о женщине, которая несет в себе ребенка (беременна) и после смерти мужа придет беременной на его похороны или на тридцатый день (после его смерти). Если этот (ребенок) родится живым и если эта женщина имеет свидетельство двух женщин, которые помогали ей при родах, то ребенок получает наследство своего отца.
Если нет, наследство уйдет в семью мужа, и это нарушает право покойного передать имущество сыну. Перед нами чистой воды матрилинейность.

Если кто-либо требует уплаты долга перед судом от другого, который не может ни уплатить долга, ни представить поручителей, то судья должен привлечь его к ответу за долг: истец должен содержать его (должника) как свою челядь пропитанием и работой. Он может его держать в оковах или в кандалах, но не должен его мучить. Если он освободит (отпустит) его, или если должник убежит от него, то он (должник) не освобождается от уплаты долга до тех пор, пока он ему не уплатит долга. Если он не может представить поручителя за весь (долг), то он всегда сам является залогом за долг.
Здесь интересно отсутствие тюремной системы как таковой.

ОБШИЕ ЗАМЕЧАНИЯ:
Упоминаются 138 статей, а цитируются 54. Основополагающих статей нет в принципе.
Перед нами смесь из противоречивых судебных норм самого разного происхождения.
Феодализм имел сложную градацию прав, но ничего этого не отражено в принципе.
Ни разу не упоминаются отношения вассалитета, а без них средневековья быть не может.
Купеческое право, без которого города попросту не будет, здесь также не отражено.
Магдебургское право сведено к бытовухе, с которой люди справляются и сами.

Вердикт: подлог, причем очень поздний и очень неряшливо исполненный.

Магдебургское право, документы, анализ, подлог, А. Степаненко

Previous post Next post
Up