Оригинал взят у
radmirkilmatov в
За границами "Антидота". О том, как перевирание истории и "академическая подготовка" англичан позволили им выиграть послевоенные мирные переговоры - 1919.
Черчиль В. "Мировой кризис" (Государственное военное издательство, 1932)
ГЛАВА VII - МИРНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
http://grachev62.narod.ru/churchill/chapt07.htm То, что мы сегодня считаем бесспорными фактами - в истории, географии, экономики - не было очевидно 100 лет назад и было областью споров - у профессиональных экспертов разных стран.
""""“За три дня до того, как “Джордж Вашингтон”, окруженный ореолом славы, вошел в Брестский порт, президент созвал группу делегатов мирной конференции. На борту находились два члена комиссии по заключению мира, государственный секретарь Лансинг и Уайт (полковник Хауз и генерал Блисс были уже в Европе), но огромное большинство делегации состояло из географов, историков, экономистов и других специалистов, которые должны были сообщить президенту необходимые основные факты во время предстоящих дискуссий”.""""
Про исключительную компетентность британской стороны на переговорах, которые "Подтверждали" каждое свое слово - мнением экспертов. За которыми стояла высоко профессиональная британская разведка.
...
"""""Ллойд-Джордж и британская мирная делегация переправились через Ла-Манш 10 ноября. Их сопровождали морские и военные власти. Им предшествовал обширный штат экспертов-чиновников, заполнивших до отказа один из самых больших парижских отелей. Компетентность сотрудников этого штата, их огромная осведомленность в области истории, права и экономики, а равно и методы, которыми вели свои дела британские чиновники, заслужили уважение как у союзников, так и у неприятелей. “В изящных белых книжках английских экспертов, - пишет один немецкий автор, - по вопросам о бельгийском нейтралитете, рейнской и дунайской проблеме, о будущем маленького Люксембурга и еще на бесчисленное множество других тем можно было найти все, и число этих книжек было легион. Из всех руководств, помогавших разбираться в лабиринте запутанных и перестраиваемых отношений человечества, английская коллекция была самой полной и, как признавали все, более систематической и упорядоченной, чем американская или французская. Даже члены американской и французской делегации часто справлялись в маленьких белых книжечках, когда они старались разобраться в неясных вопросах, по которым они должны были высказываться или делать прогнозы”.
Деловая работа всего этого огромного аппарата направлялась сравнительно небольшой организацией - секретариатом военного кабинета, значительно усовершенствованным за предыдущие 4 года благодаря организационным способностям и неутомимой деятельности Мориса Хэнки. Этот морской офицер, будучи еще молодым капитаном, в 1912 г. стал секретарем комитета имперской зашиты. На его ответственности лежало составление Военной книги, на основании которой в 1914 г. вся британская жизнь была переведена с мирного на военное положение. Он вел и приводил в порядок записи о всех главнейших делах, докладывавшихся сначала военной комиссии кабинета, а затем и самому военному кабинету как во время войны, так и во время перемирия. Он знал все; он мог заняться любым вопросом; он был знаком со всеми; он ничего не говорил; он пользовался общим доверием; наконец, по желанию всех он стал единственным секретарем, записывавшим в течение решающих шести недель переговоры, которые велись между президентом Вильсоном, Клемансо и Ллойд-Джорджем и в результате которых были окончательно выработаны условия мира."""""
Здесь не про сведение счетов -
здесь о том, что стоит восхититься высоко профессиональной работой британской дипломатии, которая не только сделала свою страну - бесспорно богаче, но - и привела британию к новой мировой войне...
Упомянутый здесь сэр Морис Хэнки (1877-1963). Занимал посты секретаря комитета имперской обороны (1912-1938), секретаря кабинета министров (1920-1938, при всех премьерах - от консерваторов - до лейбористов (!!!)), клерка Тайного совета (1923-1938), канцлера герцогства Ланкастерского (1940-1941) и генерального казначея (1941-1942).