Шаманизм и колдовство: библиография.

Jun 25, 2015 11:53

Оригинал взят у drevniy_daos в Шаманизм и колдовство: библиография.
В данной библиографии собираны указания на всю литературу на русском языке, посвященную специально шаманству  и шаманам, со ссылками на размещение в сети (по возможности). Под шаманами понимаются не только собственно сибирские шаманы, но и все ведуны, колдуны, знахари народов с догосударственным устройством (т.н. примитивных). Мы не отличаем колдунов от шаманов, а люди примитивных обществ отличали. Можно ещё провести аналогию с "чёрной" и "белой" магией.
Колдуны занимаются чародейством в уединении, скрытно от чужих глаз. Кстати, именно поэтому магия кузнецов считалась повсеместно тёмной магией.  Так как злое колдовство видно (оно использует особые способы), то на людях его не творят. Шаманы же по сути - "хорошие колдуны". Разница, как это ни парадоксально, только в публичности. "Видимо, собственно шаманские действа без зрителей невозможны в принципе, поскольку без зрителей шаманская практика превращается в колдовство"  ( Бурыкин А.А. Шаманство эвенков глазами русских наблюдателей XVIII века http://www.zaimka.ru/religion/burykin4.shtml )
Материалы и исследования идут вместе, так как все материалы сопровождаются предисловием, комментариями, справочными статьями, а исследовательские работы включают публикации материалов. Список включает только научные и научно-популярные публикации. Псевдонаучные работы будут даны отдельно  http://drevniy-daos.livejournal.com/81592.html, хотя, к сожалению, разграничение недостаточно строгое, даже "признанные"- работы по шаманизму нуждаются в проверке на научность (особенно Трощинского, Ксенофонтова, Широкогорова, Ревуненковой, Жуковской, Функа).
Некоторые сборники расписаны, но дается описание и сборника в целом.
Отчасти данный список примыкает к библиографии по происхождению религии - там же собрана литература по мифологии и первобытным верованиям: http://drevniy-daos.livejournal.com/68015.html

Библиография будет составляться постепенно, должен быть учтен максимум публикаций как отдельных изданий, так и статей в периодике. Дополнения будут даны отдельным постом.

Из библиографических изданий можно указать:
Попов А. А. Материалы для библиографии русской литературы по изучению шаманства североазиатских народов, Л.,1932.
Михайлов Т.М., Хороших П.П. Бурятский шаманизм. Указатель литературы (1774-1971). Улан-Удэ : Бургиз,1973. 70с.

  1. «Избранники духов» - «Избравшие духов»: Традиционное шаманство и неошаманизм. Памяти В. Н. Басилова (1937-1998): (Сборник статей). М,1999. 308с.
  2. Аврорин В.А., Козьминский И.И. Представления орочей о вселенной, о переселении душ и путешествиях шаманов, изображенные на «карте» // Сборник  Музея антропологии и этнографии, Т. 11. М.-Л.,1949. с.324-331.
  3. Агапитов Н.Н., Хангалов М.Н. Материалы Для изучения шаманства в Сибири. Шаманство у бурят Иркутской губернии. Иркутск,1883. 171с.
  4. Алексеев Н.А. Общее в ранних формах религии якутов и тувинцев.  // Этнография народов Алтая и Западной Сибири.  Новосибирск: Наука,1978. с.199-215.
  5. Алексеев Н.А. Ранние формы религии тюркоязычных народов Сибири. Новосибирск: Наука,1980. 317с.
  6. Алексеев Н.А. Традиционные религиозные верования тюркоязычных народов Сибири. Новосибирск, 1992. 241c.
  7. Алексеев Н.А. Традиционные религиозные верования якутов в XIX - начале XX в. Новосибирск: Наука,1975. 200с.
  8. Алексеев Н.А. Шаманизм тюркоязычных народов Сибири: (Опыт ареального сравнительного исследования). Новосибирск: Наука,1984. 233с.  (Аннотация, Вступительная статья, Предисловие, Оглавление  http://www.orientalstudies.ru/rus/index.php?option=com_publications&Itemid=75&pub=947 - файлы ПДФ; на одном сайте выложен полный текст, кроме библиографии, http://www.altaiinter.info/project/culture/Mythology/Culture%20and%20Religion/Shamanism/monogr001.htm#1
  9. Алексеев Н.А. Якутская мифология и шаманы. // Гуманитарные науки в Сибири. Сер.: Археология и этнография. №3. Новосибирск,1994. с.59-63. http://www.zaimka.ru/religion/shamans.shtml
  10. Алексеенко Е.А. Женское шаманство и мировоззрение кетов. // Ранние формы религии народов Сибири: Материалы III сов.-франц. симпозиума. М.,1992. с.5-11.
  11. Алексеенко Е.А. Шаманство у кетов. // Проблемы истории общественного сознания аборигенов Сибири. Л.:Наука,1981. с.90-128. http://www.antropo-logica.com/pdf/Problemy_gotovo/4_alekseenko.pdf
  12. Алексеенко Е.А. Этнокультурные аспекты изучения шаманства у кетов. // Этнокультурные контакты народов Сибири. Л.,1984.
  13. Амойон Р. Традиционный сибирский шаманизм. // Центрально-Азиатский шаманизм: философские, исторические, религиозные аспекты (материалы международного научного симпозиума). Улан-Удэ, 1996.
  14. Анжиганова Л.В. Шаманизм как предмет междисциплинарного исследования. // Актуальные проблемы истории Саяно-Алтая и сопредельных территорий. Абакан,2002.
  15. Анисимов А.Ф. Космологические представления народов Севера. М.-Л.,1959.
  16. Анисимов А.Ф. Религия эвенков в историко-генетическом изучении и проблемы происхождения первобытных верований. М.-Л.,1958. 235с.
  17. Анисимов А.Ф. Шаманские духи по воззрениям эвенков и тотемические истоки идеологии шаманства. // Сборник Музея антропологии и этнографии, Т.XIII. М.-Л.,1951.
  18. Анохин А.В. Бубен бачатских телеутов Кузн(ецкого) уезда Томск(ой) г(убернии). // Этнографическое обозрение, 1997. № 4. с. 41-47.
  19. Анохин А.В. Материалы по шаманству у алтайцев, собранные во время путешествий по Алтаю в 1910 - 1912 гг. по поручению Русского Комитета для изучения Средней и Восточной Азии. // Сб. МАЭ.  Л.,1924. Т.4, вып.2. 152с. Переиздано отдельной книгой:  Материалы по шаманству у алтайцев, собранные во время путешествий по Алтаю в 1910 - 1912 гг. по поручению Русского Комитета для изучения Средней и Восточной Азии. Горно-Алтайск,1994. 150с. http://web1.kunstkamera.ru/siberia/Texts/Anohin-Shamanstvo.pdf
  20. Анохин А.В. Шаманизм у телеутов. /подпись Б..в. // Сибирская жизнь, 1916. № 253. То же: Б-в. Шаманизм у телеутов. // Функ Д.А. Телеутское шаманство. М.,1997. с.193-196 (переиздание с комментариями).
  21. Анучин В.И. Очерк шаманства у енисейских остяков. // Сборник музея антропологии и этнографии Академии наук. II, вып. 2. СПб.,1914.  то же: Анучин В.И. Очерк шаманства у енисейских остяков. СПб.,1914. 90с.
  22. Арнау Муро К. Бытовое шаманство шорцев: к проблеме шаманского дара. // Шаманский дар. М., 2000. с.108-119.
  23. Банзаров Д. Черная вера или шаманство у монголов и другие статьи. СПб.,1891.  129с. то же: Банзаров Доржи. Собрание сочинений (Черная вера или шаманство у монголов). Улан-Удэ, 1997. (Переиздание книги 1955 года. Впервые напечатано в «Ученых записках Казанского университета», 1846, кн. 3).
  24. Бархеев В. А. Изучение бурятского шаманизма и изменения в современной отечественной исторической науке. // Россия и Восток : взгляд из Сибири в конце столетия : (Материалы и тез. докл. к междунар. науч.-практ. конф. Иркутск, 24-27 мая 2000 г.). Т. 2. Иркутск,2000. с.136-139.
  25. Басилов В.Н. Два варианта среднеазиатского шаманства. // Советская этнография, 1990. № 4. с.64-76. Басилов В.Н. Два варианта среднеазиатского шаманства (к изучению этнической истории региона). // Проблемы этногенеза и этнической истории народов Средней Азии и Казахстана. М.,1991. с.55-65. 
  26. Басилов В.Н. Избранники духов.  М.: Политиздат,1984. 208с.
  27. Басилов В.Н. Что такое шаманство // Этнографическое Обозрение, 1997. №5. с.3-15.
  28. Басилов В.Н. Шаманство // Религиозные верования. Свод этнографических понятий и терминов. М.,1993.  Басилов В.Н. Экстаз. // там же. с.226-228.
  29. Басилов В.Н. Шаманство у народов Средней Азии и Казахстана. М.:Наука,1992. 327с.
  30. Батьянова Е.П. Телеуты рассказывают о шаманах. // Шаманизм и ранние религиозные представления. М.,1995. с.48-62.
  31. Белянская М.Х. Шаманские представления о мире у народов Восточной Азии (на примере эвенов и эвенков). // Вестн. Моск. ун-та. Сер.13, Востоковедение. М.,1998. №1. с.38-54.
  32. Березкин Ю.Е. Голос дьявола среди снегов и джунглей: (Истоки древней религии). Л.:Лениздат,1987. 172с.
  33. Берндт Р.М., Берндт К.Х. Мир первых австралийцев. Пер. с англ.  / Пред. В.Р. Кабо. М.:Наука,1981. с.157-254.
  34. Блинов Н.Н., свящ. Языческий культ вотяков. Вятка,1898. с.79-81.
  35. Богораз В.Г. К психологии шаманства у народов Северо-Восточной Азии. // Этнографическое Обозрение, 1910. №1-2. с.1-36.
  36. Богораз В.Г. Чукчи, II: Религия. / Пред. Ю. Францова. Л.: Изд-во Главсевморпути,1939.  с.105-144. и др. http://www.antropo-logica.com/pdf/Bogoraz_chukchi_2.pdf
  37. Борко Т.И. Экстаз шамана: на пути к религиозной вере, или рак удостовериться в реальности мифа. // Вестник Московского университета. Серия 7: Философия, №3. 2006. с.71-83. http://www.philos.msu.ru/vestnik/philos/art/2006/borko_extaz.htm
  38. Булатова Н.Я. Шаманский обряд "алга" у эвенков. // Культурное наследие народов Сибири и Севера. СПб.,2000. с.242-247.
  39. Бурыкин А.А. Шаманство эвенков глазами русских наблюдателей XVIII века. // Сибирская Заимка, 2000. №8. http://www.zaimka.ru/religion/burykin4.shtml
  40. Бурыкин А. А. Тунгусские шаманские заклинания XVIII века в записях Я. И. Линденау // Системные исследования взаимосвязи древних культур Сибири и Северной Америки. Вып. 5. СПб., 1997. с.129-135, 139.  то же: Сибирская Заимка, 2000. №8 http://www.zaimka.ru/religion/burykin5.shtml
  41. Бурыкин А. А. Этнокультурные связи эвенов и коряков в семиотике шаманских предметов. // Этносемиотика ритуальных предметов. СПб.,1993.
  42. Бурыкин А.А., Шарина С.И. Материалы по шаманству эвенов Якутии в записях А.Сотавалта. // Сибирская Заимка, 2000. №8. http://www.zaimka.ru/religion/burykin6.shtml
  43. Вайнштейн С.И. Тувинское шаманство.  М.:Наука,1964. 12с.
  44. Васильев В.Н. Изображения долгано-якутских духов, как атрибуты шаманства. // Живая старина, 1910. Вып.4. с.269-288.  http://www.antropo-logica.com/pdf/vasiljev2.pdf   то же:  СПб., 1910. 20с.
  45. Васильев В.Н. Шаманский костюм и бубен у якутов. // Сборник музея по антропологии и этнографии. Вып.8. СПб.,1910. то же: Васильев В.Н. Шаманский костюм и бубен у якутов. СПб.,1910. 47с.
  46. Васильева Н.Д. Якутское шаманство 1920-1930-е гг. Якутск,2000.
  47. Вдовин И.С. Исследования шаманизма народов Сибири и Севера.  М.: Наука,1973. 20с.
  48. Вдовин И.С. Чукотские шаманы и их социальные функции. // Проблемы истории общественного сознания аборигенов Сибири. Л.: Наука,1981. с.178-217. http://www.antropo-logica.com/pdf/Problemy_gotovo/7_vdovin.pdf
  49. Вербицкий В. И. Происхождение шаманства. // Томские губернские ведомости, 1865. № 6, № 18.
  50. Виташевский Н.А. Из наблюдений над якутскими шаманскими действиями.// Сборник антропологии и этнографии при Рос. Акад. наук. Пг.,1918.  Т. 5. , Вып.1. с.165 -188.
  51. Виташевский Н.А. Из области первобытного психонейроза.  // Этнографическое обозрение, 1911. № 1-2. с.180-228. http://www.antropo-logica.com/pdf/vitashevski2.pdf
  52. Виташевский Н.А. Материалы для изучения шаманства у якутов. // Записки Вост.-Сиб. отделения Русского Географического общества по этнографии. СПб.,1890. Т.2., Вып.2. с.36 - 42.
  53. Виташевский Н.А. О статье Э.К. Пекарского и В.Н.Васильева «Плащ и бубен якутского шамана». Материалы по этнографии России. СПб.-Одесса,1910. 11с.
  54. Галданова Г.Р. Бурятский шаманизм: прошлое и настоящее. // Сибирь: этносы и культура (традиционная культура бурят). Москва - Улан-Удэ,1998.
  55. Галданова Г.Р. Доламаистские верования бурят. Новосибирск: Наука,1987.115с.
  56. Герасимова Д.В. О шаманизме обских угров. // Культурное наследие народов Сибири и Севера: (Материалы Пятых Сибирских чтений, Санкт-Петербург, 17-19 окт. 2001 г.).Ч.2. СПб.,2004. с.188-194.
  57. Герасимова К.М.  Шаманизм в Бурятии: материалы полевых исследований Х1Х-ХХ вв. ?,1998. 
  58. Гладышевский А.Н. Шаманизм в Хакасии и его реакционная сущность. М.,1954.
  59. Грачева Г.Н. К этнокультурным связям нганасан. Классификация шаманов. // Этнокультурные контакты народов Сибири. Л.,1984.
  60. Грачева Г.Н. Традиционное мировоззрение охотников Таймыра (на материалах нганасан XIX - начала XX в.). Л.,1983.
  61. Грачева Г.П. Шаманы у нганасан. // Проблемы истории общественного сознания аборигенов Сибири. Л.: Наука,1981.с.69-89.  http://www.antropo-logica.com/pdf/Problemy_gotovo/3_gracheva.pdf
  62. Гурвич И.С. Некоторые вопросы избранничества и трансмиссии шаманской обрядности. // Ранние формы религии народов Сибири. СПб.,1992. с.49-57.
  63. Дзенискевич Г.И. Шаман-психотерапевт. //  Шаман и вселенная в культуре народов мира. СПб, 1997. с.51-61.
  64. Долотов А.С. Шаманская вера. М.: Безбожник,1930. 80с.
  65. Дугаров Д.С. Исторические корни белого шаманства: на материале обрядового фольклора бурят. М.:Наука,1991. 297с.
  66. Дыренкова Н.П. Материалы по шаманству у телеутов. // Сборник музея антропологии и этнографии. Т.10. Л.,1949. с.108-190.
  67. Дыренкова Н.П. Получение шаманского дара по воззрениям турецких племен. // Сборник Музея антропологии и этнографии. Т.9. Л.,1930. с.267-291.
  68. Дьяконова В.П. Материалы по шаманству южных тувинцев. // Итоги полевых работ Института этнографии в 1971 г. Ч.1. М.:Наука,1972. с.149-156.
  69. Дьяконова В.П. Некоторые этнокультурные параллели в шаманстве тюркоязычных народов Саяно-Алтая. // Этнокультурные контакты народов Сибири. Л.,1984.
  70. Дьяконова В.П. Роль шамана в погребальном обряде тувинцев. // Бартольдовские чтения. М., 1974.
  71. Дьяконова В.П. Шаманство южных тувинцев. // Материалы полевых этнографических исследований. СПб.,2004. Вып.5. с.111-118. 
  72. Дьяконова В.П. Тувинские шаманы и их социальная роль в обществе. // Проблемы истории общественного сознания аборигенов Сибири. Л.: Наука,1981. с.129-164. http://www.antropo-logica.com/pdf/Problemy_gotovo/5_djakonova.pdf
  73. Дэвидсон Б. Африканцы: Введение в историю культуры. Пер. с англ. М.:Наука,1975. с.86-151. /ч.3: Структуры верований/
    Евдокимова О.Ю. Мистерии первобытного мира. // Культурологические исследования"01: (Сборник научных трудов). СПб.,2001. с.86-91. /Охотничьи и шаманские праздники у эвенков и якутов/
  74. Жорницкая М.Я. Пляски в шаманском обряде у народов Севера. // Традиционная обрядность и мировоззрение малых народов Севера. М.,1990. с.211-221.
  75. Жречество и шаманизм в скифскую эпоху. СПб.,1996. 202с.
  76. Жуковская Н.Л. Бурятский шаманизм сегодня: возрождение и эволюция. //Материалы международного конгресса. Шаманизм и иные традиционные верования и практики. М.,1999. с.162-175.
  77. Жуковская Н.Л. Влияние монголо-бурятского шаманизма и дошаманских верований на ламаизм. // Проблемы этнографии и этнической истории народов Восточной и Юго-Восточной Азии. М.: Наука,1968.
  78. Жуковская Н.Л. Ламаизм и ранние формы религии. М.:Наука,1977. 199с.
  79. Жуковская Н.Л. Шаман в контексте сельской истории и мифологии: Республика Бурэтия, Тункинский район, село Торы).  // Quest for coexistence of nationalitiesA Occasional Papers on Changes in the Slavic-Eurasian World, № 50. Sapporo, 1997.
  80. Жуковская Н.Л. Шаманизм: религия? мировоззрение? практика? // Наука и жизнь, 1998. №8. с.144-151.  http://nauka.relis.ru/14/9808/14808144.htm
  81. Зеленин Д.К. Идеология сибирского шаманства.  М.-Л.: Изд. АН СССР,1936. с.709-743. Оттиск из "Известий АН СССР" по отд. Общественных наук 1935, №8.  http://www.antropo-logica.com/pdf/zelenin.pdf
  82. Зомонов М.Д. Знаки бурятского шаманизма.  Улан-удэ: Бурят, кн. изд-во,1997.
  83. Зомонов М.Д. Познание бурятского шаманизма.  Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во,1997.
  84. Зомонов М.Д. Сущность бурятского шаманизма. Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во,1996.
  85. Иванов А.С. Театральность камланий якутских шаманов. // Полярная звезда, 1985. N 6. с.116-121.
  86. Из истории шаманства. Томск,1976. 190c.
  87. Ионов В.М. Дух - хозяин леса у якутов.  Пг.,1916.
  88. Ионова Ю.В. Шаманизм в Корее (конец XIX - начало XX в.). // Символика культов и ритуалов народов зарубежной Азии. М.,1980.
  89. Кабо В.Р. Круг и крест. Размышления этнолога о первобытной духовности. Канберра,2002. /то же:  М.: Восточная литература,2007. 328с./ http://aboriginals.narod.ru/cc.htm
  90. Кабо В.Р. Шаманизм как форма религии раннепервобытного общества. // Девятнадцатая научная конференция по изучению Австралии и Океании. M.,1988, с.187-195.  http://aboriginals.narod.ru/Shamanism.htm
  91. Каруновская Л.Э. Представления алтайцев о вселенной (материалы к алтайскому шаманству). // Советская Этнография, 1935. № 4-5. с.160-183.
  92. Касавин И.Т. Магия: её мнимые открытия и подлинные тайны. // Заблуждающийся разум: многообразие вненаучного знания. М.:Политиздат,1990. с.58-81.
  93. Кенин-Лопсан М.Б. Магия тувинских шаманов.  Новосибирск,1987.
  94. Кенин-Лопсан М.Б. Обрядовая практика и фольклор тувинского шаманства: Конец Х1Х - начало XX в. Новосибирск: Наука,1987. 164с.
  95. Кенин-Лопсан М.Б. Тувинские шаманы.  М.: Изд-во института Трансперсональной психологии, 1999.
  96. Косоков И. К вопросу о шаманстве в Северной Азии. М.: Безбожник,1930. 78с.
  97. Ксенофонтов Г.В. Культ сумасшествия в урало-алтайском шаманизме: (К вопросу об «умирающем и воскресающем» боге).  Иркутск,1929. 19с.
  98. Ксенофонтов Г.В. Легенды и рассказы о шаманах. Иркутск,1928. 77с.
  99. Ксенофонтов Г.В. Сошествие шамана в преисподнию. // Воинствующий атеизм, 1931. N12. с.120-145.
  100. Ксенофонтов Г.В. Шаманизм и христианство. Иркутск, 1929.
  101. Ксенофонтов Г.В. Шаманизм. Избранные труды.  Якутск,1992. (переиздание)  http://tts.lt/~seagate/Ksenofontov.rar (1мб)
  102. Кузнецов А.М. Шаманизм как антропологическое явление. // ЛИЧНОСТЬ. КУЛЬТУРА. ОБЩЕСТВО" 2000 г. Т.2 вып. 4(6) http://www.reznik-um.ru/lko/jur_kuznecov_2_4_00.htm
  103. Кулаковский А. Е. Материалы для изучения верования якутов. // Кулаковский А.Е. Научные труды. Якутск,1979. с.7-101.
  104. Кулемзин В.М. Человек и природа в верованиях хантов. Томск,1984. 192c.
  105. Кулемзин В.М. Шаманство васюганско-ваховских хантов в конце ХIХ - начале ХХ вв. // Из истории шаманства. Томск,1976. с.3-154.
  106. Курочкин Г.Н. Скифо-сибирский шаманизм (к реконструкции религиозной системы ранних кочевников Саяно-Алтая) // Вторые исторические чтения памяти М.П.Грязнова. Омск,1992. Ч.2. C.39-41.
  107. Кызласов Л.Р. О шаманизме древнейших тюрков.  // Советская археология, 1990. № 3. с.261-264.
  108. Лар Л.А. Ненецкие шаманы. // Сибирская Заимка, 2000. №7. http://www.zaimka.ru/religion/lar1.shtml
  109. Лар Л.А. Шаманы и Боги. Тюмень,1998. 81с., [20] л. ил. http://lib.rus.ec/b/144016 /шаманы у ненцев/.
  110. Леви-Стросс К. Колдун и его магия // Структурная антропология. М.,1983.
  111. Липский А.Н. Элементы религиозно-психологических представлений гольдов. Чита,1923.
  112. Лопатин А. И. Гольды амурские, уссурийские и сунгарийские. // Записки Общества изучения Амурского края. Т. XVII. Владивосток,1922. с.235-283.("Шаманский культ. Шаманство.")
  113. Лопатин И.А.(?) Шаманы Амура. // Дальний Восток, 1994. № 12. с.195-234.
  114. Мазин А.И. Традиционные верования и обряды эвенков-орочонов. Новосибирск: Наука,1984. 201с.
  115. Максимов А.Н. Избранные труды. М.: "Восточная литература" РАН,1997. (см. "Превращение пола"  с.217-235; "К вопросу о тотемизме у народов Сибири" с.3-14.) /сборник переизданных работ/
  116. Малов С.Е. Несколько слов о шаманстве у турецкого населения Кузнецкого уезда Томской губернии. // Живая старина, Вып. 2-3. СПб,1909. с.38-41.
  117. Малов С.Е. Остатки шаманства у желтых уйгуров. // Живая старина, 1912. Вып.1. с.61-74. http://www.antropo-logica.com/pdf/malov.pdf
  118. Манжигеев И.А. Бурятские шаманистические и дошаманистические термины. Опыт атеистической интерпретации. М.,1978. 127c.
  119. Мелентий, еп. О шаманстве. // Православный Благовестник,1894. № 10, 11. /якутское шаманство/
  120. Мелик-Симонян К.А. Ведовство и чародейство. // Традиционные и синкретические религии Африки. М.:Наука,1986. с.115-137.
  121. Михайлов Т.М. Бурятский шаманизм: (История. Структура. Социальные функции.). Новосибирск,1987. 281с.
  122. Михайлов Т.М. Бурятское шаманство и его пережитки. Иркутск,1962. 37c.
  123. Михайлов Т.М. Из истории бурятского шаманизма с древних времен до XVIII в. Новосибирск: Наука,1980. 320c.
  124. Михайлов Т.М. О некоторых причинах сохранения шаманских пережитков у бурят. // Вестник МГУ. История, 1962, серия IX. № 2.
    Михайлов Т.М. О методике изучения современного состояния шаманизма. // Труды Бурятского института общественных наук Бурятского филиала СО АН СССР, Улан-Удэ, 1958. Вып. II.
  125. Михайлов Т.М. Шаманизм - древняя религия бурят. // Буряты. М.:Наука,2004. с.352-389.
  126. Михайлов Т.М. Этническая характеристика шаманского пантеона бурят (ХIХ - ХХ вв.). // Быт бурят в настоящем и прошлом. Улан-Удэ,1980. с.73-99.  http://www.aworld.ru/maska/forumsp3930.htm
  127. Михайловский В.М. Шаманство: (Сравнительно-этнографические очерки). Вып.1. М.,1892. 115с. (Известия императорского общества любителей естествознания, антропологии и этнографии Т. LXXVМ. Труды этнографического отдела  Т. XII.)  то же: Михайловский В.М. Шаманство: Сравнительно-этнографические очерки. Тюмень, 2003. 128с.
  128. Мороз Е.Л. Следы шаманских представлений в эпической традиции Древней Руси // Фольклор и этнография. Связи фольклора с древними представлениями и обрядами. Л.,1977.
  129. Ненна А., Нор Ж.М. На границе между сновидением, иллюзией, галлюцинацией, экстазом: Клиническое исследование способов пророчества и лечения, применяемых шаманами арктических районов. // Ранние формы религии народов Сибири. СПб.,1992. с.110-134.
  130. Николаев А.П. Православная церковь и шаманы в Якутии XVIII-XIX вв. // Сибирская Заимка, 2002. №5. http://www.zaimka.ru/05_2002/nikolaev_shaman/
  131. Новик Е.С. Архаические верования в свете межличностной коммуникации. // Историко-этнографические исследования по фольклору. М.,1994. с.110-163.  http://www.ruthenia.ru/folklore/novik6.htm
  132. Новик Е.С. Обряд и фольклор в сибирском шаманизме: опыт сопоставления структур. Л.: Наука,1984. http://rapidshare.com/files/69131256/Shamanism.pdf.html
  133. Новик Е.С. Поэтика шаманских легенд (к вопросу о соотношении обряда и фольклора). // Эпическое творчество народов Сибири и Дальнего Востока. Якутск,1978. с.104-109.
  134. Носилов К. Д. Могила шамана // Православный благовестник, 1898 №...
  135. Окладников А.П. Древние шаманские изображения из Восточной Сибири. //  Советская археология, 1948.  №10. с.203-235.
  136. Окладников А.П. Религия лесных племен Восточной Сибири в неолите и бронзовом веке в свете археологии и этнографии. // Доклады по этнографии Географического общества СССР.  Вып. З.  Л.,1966. с.37-50. 
  137. Окладникова Е.А. В поисках истоков шаманистических представлений аборигенов Сибири. // Герб Райкопф. Вселенная Шамана. СПб.,1996. с.153-160.
  138. Окладникова Е.А. Истоки шаманистических представлений: по материалам наскального искусства Сибири. // Шаман и Вселенная в культуре народов мира. СПб,1997. с.82-89.
  139. Окладникова Е.А. Шаманские петроглифы Сибири. // Этнография народов Сибири. Новосибирск,1984. с.131-135
  140. Пекарский Э. К., Васильев В. Плащ и бубен якутского шамана. // Материалы по этнографии России. I. СПб.,1910.с.93-116.
  141. Пелих Г.И. Материалы по селькупскому шаманству. // Этнография Северной Азии. Новосибирск :Наука,1980. с.5-70.
  142. Петри Б.Э. Старая вера бурятского народа. Иркутск,1923.
  143. Петри Б.Э. Школа шаманов у северных бурят. // Сборник трудов профессоров и преподавателей Государственного Иркутского университета, вып. 5: Науки гуманитарные. Иркутск,1923. с.404-424.
  144. Петри Б.Э. Степени посвящения бурято-монгольских шаманов. Иркутск,1926. 16с.
  145. Петрухин В.Я., Полинская М.С. О категории "сверхъестественного" в первобытной культуре // Историко-этнографические исследования по фольклору. М.,1994. с.164-179.
  146. Подгорбунский И. Шаманы и их мистерии. // Восточное обозрение, 1892. № 42; 47; 49.
  147. Попов А.А. Заклинания. //Якутский фольклор. Л.,1936. с.243-270.
  148. Попов А.А. Легенды о шаманах. //Якутский фольклор. Л.,1936. с.207-220.
  149. Попов А.А. О шаманском даре у Вилюйских якутов. // Труды института этнографии, Т.2(?). М.-Л.,1947. с.282-293.
  150. Попов А.А. Нганасаны: социальное устройство и верования. Л.:Наука,1984. с.93-143.
  151. Попов А.А. Шаманство у долган.  // Проблемы истории общественного сознания аборигенов Сибири. Л.,1981. с.253-264. http://www.antropo-logica.com/pdf/Problemy_gotovo/10_popov.pdf
  152. Попова У.Г. Пережитки шаманизма у эвенов. // Проблемы истории общественного сознания аборигенов Сибири. Л.: Наука,1981. с.233-252.  http://www.antropo-logica.com/pdf/Problemy_gotovo/9_popova.pdf
  153. Потапов Л.П. Андрей Викторович Анохин как исследователь шаманства у алтайцев (К 55-летию со дня смерти) // Проблемы истории Горного Алтая. Горно-Алтайск,1987. с.145-149.
  154. Потапов Л.П. Алтайский шаманизм. Л.: Наука,1991. 321 с. http://epr.iphil.ru/store/book192
  155. Потапов Л.П. Бубен телеутской шаманки и его рисунки // Сборник музея антропологии и этнографии. Т.Х. М.-Л.,1949. с..191-200.
  156. Потапов Л.П. Некоторые аспекты изучения сибирского шаманства.  М.,1973.
  157. Потапов Л.П. Обряд оживления шаманского бубна у тюркоязычных племен Алтая. // Труды института этнографии. Новая серия, Т.1. М.-Л.,1947. с.159-182.
  158. Потапов Л.П. Религиозные и магические функции шаманских бубнов (рукопись И.Т. Савинкова). // Краткие сообщения Института этнографии. /Вып./1. 1946. с.41-45.
  159. Приклонский В.Л. О шаманстве у якутов. // Известия Восточно-Сибирского отдела императорского Русского географического общества (Иркутск), т.XVII, № 1-2. 1886. с. 84-118.
  160. Природа и человек в религиозных представлениях народов Сибири и Севера.  Л.: Наука,1976.  http://ethnopages.ru/priroda.html
  161. Проблемы истории общественного сознания аборигенов Сибири. Л.:Наука,1981. 283с. http://ethnopages.ru/problem.html
  162. Прокофьева Е.Д. Костюм селькупского (остяко-самоедского) шамана. // Сборник музея антропологии и этнографии. Т.ХI. М.-Л.: Изд. АН СССР,1949. с.335-375.
  163. Прокофьева Е.Д. Материалы по шаманству у селькупов. // Проблемы истории общественного сознания аборигенов Сибири. Л.: Наука,1981. с.42-68.
    http://www.antropo-logica.com/pdf/Problemy_gotovo/2_prokofieva.pdf
  164. Прокофьева Е.Д. Шаманские бубны. // Историко-этнографический атлас Сибири. М.-Л.: Изд-во АН СССР,1961. с.435-492.
  165. Прокофьева Е.Д. Шаманские костюмы народов Сибири // Религиозные представления и обряды народов Сибири в XIX - начале XX века. Л.: Наука,1971. (Сборник Музея антропологии и этнографии, Т. XXVII). с.5-100.
  166. Радлов В.В. Шаманство и его культ.  // Радлов В.В. Из Сибири: Страницы дневника. М.: Наука,1989.
  167. Райт Г. Свидетель колдовства. М.,1971.  /рассказы наблюдателя о магии и целительстве у различных племен/ http://lib.aldebaran.ru/author/rait_garri/rait_garri_svidetel_koldovstva/
  168. Ранние формы религии народов Сибири: Материалы III советско-французского симпозиума. -СПб,1992. 185c.
  169. Ревуненкова Е.В. Актуальные проблемы исследования шаманизма. // Советская этнография, 1981. №1.
  170. Ревуненкова Е.В. Миф - обряд - религия (некоторые аспекты проблемы на материале народов Индонезии). М.,1992.
  171. Ревуненкова Е.В. Народы Малайзии и Западной Индонезии. М.,1980.
  172. Ревуненкова Е.В. О личности шамана // Советская этнография, 1974. №3.
  173. Ревуненкова Е.В. Проблемы шаманизма в трудах М. Элиаде. // Актуальные проблемы этнографии и современная зарубежная наука. Л.:Наука,1979. с.241-258.
  174. Религии наименее культурных племен: (Сборник этнографических материалов). / Пред. В.К. Никольского. М.-Л.,1931. 328с.
  175. Религиозные верования народов СССР. Т.1. M.-Л.: Безбожник,1931.
  176. Религиозные представления и обряды народов Сибири в XIX - начале ХХ в.  Л.,1971.
  177. Ринчен Б. Культ исторических персонажей в монгольском шаманстве // Сибирь, Центральная и Восточная Азии в средние века. Новосибирск,1975.
  178. Сафронов Д. Социально-психологические корни якутского шаманства. // Айсберг, 1991. №3. с.86-90.
  179. Сем Т.Ю. Идея космической связи в атрибутике эвенских шаманов. // Этносемиотика ритуальных предметов. СПб.,1993. с.127-140.
  180. Сем Т.Ю. Образ первопредка-шамана в ритуальных предметах и фольклоре айнов. // Культурное наследие народов Сибири и Севера: (Материалы Пятых Сибирских чтений, Санкт-Петербург, 17-19 окт. 2001 г.). СПб.,2004.Ч.2. с.201-208.
  181. Сем Т.Ю. Шаманизм в ритуальной практике народов Сибири и Дальнего Востока. // Системные исследования взаимосвязи древних культур Сибири и Северной Америки: Духовная культура. Вып.5. СПб.,1997. с.85-122.
  182. Симченко Ю.Б. Традиционные верования нганасан. Ч. 1-2. М.,1996. 215с. + 207с.
  183. Ситников Е.Е. К вопросу о норме и патологии в оценке личности шамана. // Вопросы этнокультурной истории Сибири. Томск,1980. с.117-127.
  184. Скрипин В. Трощанский - террорист-троглодит. // «МК в Якутии», №18(248), 05-12.05.04, с.20. http://skripin.narod.ru/Black_Belief.htm /Трощанский, изучение якутского шаманства и Ксенофонтов/
  185. Смоляк А.В. Некоторые проблемы шаманизма у нанайцев. // Ранние формы религии народов Сибири. СПб.,1992. с.135-145.
  186. Смоляк А.В. Шаман: личность, функции, мировоззрение (народы Нижнего Амура). М.:Наука,1991. 279с.   http://rs23.rapidshare.com/files/104388184/avs_shaman.rar
  187. Соколова З.П. Еще раз об изучении обско-угорского шаманизма. // Ранние формы религии народов Сибири. СПб.,1992. с.145-149.
  188. Соколова З.П. Культ животных в религиях. М.:Наука,1972. 214с.
  189. Спеваковский А.Б. Духи, оборотни, демоны и божества айнов (Религиозные воззрения в традиционном айнском обществе). М.: Наука,1988.
  190. Спицын А.А. Шаманские изображения. // Записки Отделения русской и славянской археологии Императорского Русского археологического общества. Т.8, Вып.1. СПб.,1906. с.29-145.
  191. Суслов И.М. Шаманство и борьба с ним. // Советский Север, 1931. кн.3-4. с.91-152.
  192. Стефанович Я.В. На шаманстве. // Землеведение, 1897. кн.1-2. с.29-48.
  193. Стукалин Ю. Наделенные силой: шаманы и колдуны американских индейцев. М.: Гелиос, 2005. 256с. (Главы из книги: http://lit.lib.ru/s/stukalin_j/text_0030.shtml)
  194. Тадыев П.Е. Реакционная сущность шаманизма и бурханизма. Горно-Алтайск: Книжное изд-во,1955. 46с.
  195. Тайлор Э.Б. Антропология: (введение к изучению человека и цивилизации). Пер. с англ. / Пред. П.Л. Лаврова. СПБ.,1908. с.341-395. (Гл.14: Мир духов; гл.15: История и мифология)
  196. Таксами Ч.М. Шаманство у нивхов. // Проблемы истории общественного сознания аборигенов Сибири. Л.:Наука,1981. с.165-177.    http://www.antropo-logica.com/pdf/Problemy_gotovo/6_taksami.pdf
  197. Теин Т.И. Шаманы сибирских эскимосов. // Проблемы истории общественного сознания аборигенов Сибири. Л.: Наука,1981. с.218-232. http://www.antropo-logica.com/pdf/Problemy_gotovo/8_tein.pdf
  198. Тимофеев Г.Н. Тайны сибирских шаманов: Из истории шаманизма Югорского края. Сургут,1996. 108с.
  199. Токарев С.А. О жертвоприношениях. // Природа, 1983. № 10.  то же // Токарев С.А. Избранное: Теоретические и историографические статьи по этнографии и религиям народов мира. М.,1999.
  200. Токарев С.А. Проблемы изучения ранних форм религии в советской науке. М.,Наука,1964. /Доклад С.А. Токарева на VII Международном конгрессе антропологических и этнографических наук (Москва, авг. 1964). Опубликовано отдельной брошюрой/.  то же // Токарев С.А. Избранное: Теоретические и историографические статьи по этнографии и религиям народов мира. М.,1999.
  201. Токарев С.А. Ранние формы религии и их развитие. М.:Наука,1964. 399с. то же, 2-е изд.: Токарев С.А. Ранние формы религии. М.: Политиздат,1990. 621с.
  202. Токарев С.А. Сущность и происхождение магии. // Труды Института Этнографии, т. 51. М.,1959. с.7-75. /см. выше сборник под назв. "Исследования и материалы по вопросам первобытных религиозных верований"/
  203. Токарев С.А. Шаманство у якутов в XVII в. // Советская Этнография, 1938. № 2. с.88-103.
  204. Традиционные и синкретические религии Африки. М.:Наука,1986. 588с.
  205. Трощанский В.Ф. Эволюция черной веры (шаманства у якутов). Казань,1902. 204с.
  206. Урсынович С. Шаманизм. // Антирелигиозник, 1928. № 8 (авг.). с.86-96.
  207. Уткин К.Д. Истоки якутского шаманизма. Якутск,1994.  http://www.khomus.ru/likbez/Utkin_art1.shtml
  208. Федорова Е.Г. Материалы по шаманству салымских хантов. // Сборник Музея антропологии и этнографии, Т.49. 2004.  с.114-120.
  209. Функ Д.А. Материалы по шорскому шаманству в архиве А.В.Анохина // Шаманизм и ранние религиозные представления. М.,1995. с.180-206. /Собирательская и научная деятельность А.В.Анохина (1874-1931): коллекция бубнов, анализ символики изображений./
  210. Функ Д.А. Миры шаманов и сказителей (комплексное исследование телеутских и шорских материалов). М.: Наука,2005. 398с.
  211. Функ Д.А. Телеутское шаманство: традиционные этнографические интерпретации и новые исследовательские возможности. М.,1997.
  212. Функ Д.А. Отношение «шаман-сказитель» по материалам шорской этнографии // Религиозные представления в первобытном обществе: (Тезисы докладов конференции) . М.,1987. с.106-109.
  213. Хагдаев В. В. Шаманизм и мировые религии. Иркутск,1998.
  214. Хаккарайнен М.В. Шаманизм как колониальный проект. // Антропологический форум, 2007.№ 7. с.156-190. 
  215. Харузин Н. Этнография. Лекции, читанные в Императорском Московском университете. Вып.4:  Верования. СПб.,1905. 530 c.  http://epr.iphil.ru/faily-publikacii/Kharuzin_1905.pdf
  216. Харузина В.Н. Примитивные формы драматического искусства. // Этнография, 1928. №1. с.33-42.
  217. Харузина В.Н. Этнография: (Курс лекций...). Вып.1: Введение. Верования малокультурных народов. М.,1909. 592с. /литография, "на правах рукописи"/
  218. Хомич Л.В. Шаманы у ненцев. // Проблемы истории общественного сознания аборигенов Сибири. Л.: Наука,1981. с.5-41. http://www.antropo-logica.com/pdf/Problemy_gotovo/1_predislovie_khomich.pdf
  219. Хороших П.П. Заметки по шаманству. Посвящение лошади и быка. // Этнографический бюллетень. Иркутск, 1922. № 1. с.13-14.
  220. Хороших П.П. Из шаманских воззрений иркутских бурят. // Этнографический сборник, Вып.5. Улан-Удэ,1969. с.252-255.
  221. Центральноазиатский шаманизм.  Улан-Удэ - Ольхон,1996
  222. Шаман и вселенная в культуре народов мира. СПб.: МАЭ РАН,1997. 142с.
  223. Шаманизм и иные традиционные верования и практика (Материалы международной конференции, посвященная памяти А.В. Анохина, Н.П. Дыренковой, С.М. Широкогорова. Москва, 7-12 июля 1999 г. ) М.,2001.  234с.
  224. Шаманизм и ранние религиозные представления. М.: И-нт этнологии и антропологии РАН,1995. 275с.  http://www.iea.ras.ru/books/shamanism_potapov.zip
  225. Шаманизм как религия: генезис, реконструкция, традиции. Тез.докл. международной научной конференции 15-22 августа 1992 г. -Якутск: Якутский гос. ун-т, 1992. 113с.
  226. Шаманизм народов Сибири. СПб.: Изд-во СПбГУ,2006.
  227. Шаманский дар: К 80-летию д-ра ист. наук А.В. Смоляк. Сборник статей. М.,2000. 339с.
  228. Шаревская Б.А. Старые и новые религии тропической и южной Африки. М.,1964.
  229. Шашков С.С. Шаманство в Сибири. // Записки императорского Русского географического общества,II. СПб.,1864, с.1-105. http://www.antropo-logica.com/pdf/shashkov5.pdf
  230. Шервуд Е.А. "Нечистая сила" - у истоков язычества. //  Религии мира: История и современник. Ежегодник, 1989-1990. М.: "Восточная литература",1993. с.114-133.
  231. Шимкевич П.П. Материалы для изучения шаманства у гольдов.  // Записки Приамурского отдела Императорского Русского Географического Общества. Т.II, вып.1.  Хабаровск, 1896.
  232. Широкогоров  С.М. Опыт исследования основ шаманства у тунгусов. // Ученые записки историко-филологического факультета, Т.1. Владивосток,1919. (Т.1.,Отд.1.)  с.47-108. то же (?) Широкогоров С. М. Этнографические исследования. Кн.1. Избранное. Владивосток,2001.
  233. Штернберг Л.Я. Гиляки, орочи, гольды, негидальцы, айны. Хабаровск,1933.
  234. Штернберг Л.Я. Избранничество в религии. // Этнография, 1927. №1. с.3-56.
  235. Штернберг Л.Я. Первобытная религия в свете этнографии. Л.,1936. 16, 572с.
  236. Шулунов Ф. Происхождение и реакционная серьезность шаманства. Улан-Удэ: Бурятско-Монгольское книжное изд-во,1953. 36с.
  237. Шюц Б. Шаманство. // Санкт-Петербургские ведомости, 1841. №18.
  238. Щетько А.П. Шаман-фитотерапевт. // Шаман и вселенная в культуре народов мира. СПб,1997. с.62-66.
  239. Щукин Н. Шаманcтво у Сибирских народов. // Прибавление к Журналу Министерства Народного Просвящения, 1846. №1. с.48-61.
  240. Элиаде М. Религии Австралии. Пер. с англ. СПб.,1998. 319с.  http://www.koob.ru/books/religion/religii_avstralii.zip
  241. Элиаде М. Шаманизм: архаические техники экстаза. Пер. с англ. Киев,2000. 472с.  http://lib.rus.ec/b/103474/readhttp://jungland.narod.ru/Library/Shamanism.htm
  242. Ямпольская Ю.А. "Шаманский чум" эвенков: история открытия, результаты исследований, гипотезы. // Этносы и этнические процессы. М.,1993. с.107-118.
 последнее изменение: 18 мая 2009.

Библиотека

Previous post Next post
Up