Оригинал взят у
vasily_sergeev в
САМАРКАНД. НАСЛЕДИЕ С. М. ПРОКУДИНА-ГОРСКОГОУтащено у
Bo4kaMedaСАМАРКАНД. НАСЛЕДИЕ С. М. ПРОКУДИНА-ГОРСКОГО
Общий вид Шах-Зинде (вечерний снимок)
Образцы мозаичных стен в Шах-Зинде.
Шахи Зинда (узб. Shohizinda, перс. شاه زنده - букв. «живой царь») - памятник средневековой архитектуры в Самарканде (Узбекистан), ансамбль мавзолеев самаркандской знати. Дошедший до нас комплекс состоит из одиннадцати мавзолеев, последовательно пристраивавшиеся друг к другу в течение XIV-XV веков. Тем не менее, в ходе раскопок на восточном склоне городища Афрасиаб были обнаружены остатки мавзолеев XI-XII веков [1]. В 2001 году ансамбль мавзолеев Шахи Зинда вместе с другими древними постройками Самарканда включён в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Шах-Зинде. Купола
Ансамбль Шахи Зинда формировался на протяжении 9 веков и включает более двадцати сооружений IX-XIV и XIX веков. Своим названием Шох-и Зинда - «живой царь» - комплекс обязан легенде. В ней говорится, что двоюродный брат пророка Мухаммеда, Кусам ибн Аббас, пришел в Самарканд с небольшим войском для утверждения ислама. Во время одного из набегов язычников Кусам ибн Аббас был поражён стрелой, но сумел скрыться от глаз неверных в образовавшейся расщелине (по другой версии, в колодце), где и живёт по сей день.
Старейшие сооружения ансамбля, от которых сохранились только основания и надгробия, датируются XI-XII веками. Подавляющее большинство построек относятся к XIV-XV веку, а перестройки XVI-XIX веков практически не повлияли на композицию и внешний вид комплекса.
Шахи-Зинда - единственный в Самарканде археолого-архитектурный памятник, в котором, включая культурные напластования Афрасиаба, отразилась почти 25-вековая история города.
Общий вид Шах-Зинде с северо-запада
Шах-Зинде, общий вид слева от входа с горы
Шах-Зинде, общий вид с востока
Деталь мавзолея над гробницей. Шах-Зинде
Шах-Зинде. В проходе мертвых
Главный вход в Шах-Зинде
Проход мертвых. Шах-Зинде.
Шах-Зинде. Деталь над входом слева. Самарканд.
В проходе мертвых.
Выход из прохода мертвых с внутренней стороны.
Гробница по той же стороне в проходе мертвых
Ниша задней стены в проходе мертвых
Проход мертвых. Деталь над входом.
У входа в проход мертвых.
Часть стены в проходе мертвых справа. Мавзолей Туглу-Текин (Эмир Хусейна). Шах-Зинде. Самарканд
Образцы мозаичных стен в Шах-Зинде (мавзолей Эмир-заде). Самарканд
Образцы мозаичных стен в Шах-Зинде
Мазар на горе у Шах-Зинде
Муллы у Шах-Зинде
Могила у Шах-Зинде
Самарканд. Вид на старый город от Шах-Зинде
Мавзолей Кутлук-ока - третьей жены Тамерлана. Шах-Зинде, Самарканд
Общий вид мечети Биби-Ханым от Шах-Зинде
Мечеть
Биби-Ханым (букв. «старшая принцесса») (раннее название - Масжиди джами) (узб. Bibi-Xonim masjidi) - архитектурный памятник 1399-1404 годов в Самарканде, грандиозная соборная мечеть Тамерлана, богато украшенная изразцами, резным мрамором и росписями. Восстановлена из руин в конце XX века. Памятник находится на улице Ташкентская.
Вид от Шах-Зинде на Самарканд
Двор Медресе Улук-Бек
Медресе Улугбека (узб. Ulug`bеk mаdrаsаsi) - мусульманское духовно-просветительское, образовательное и культовое сооружение XV века в Самарканде. Старейшее медресе архитектурного ансамбля площади Регистан, возведённое правителем государства Тимуридов и учёным-астрономом Улугбеком. Вместе с медресе Шердор и Тилля-Кари образует целостный архитектурный ансамбль. В 2001 году в числе других достопримечательностей Самарканда внесено в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Деталь стены Улук-Бек (внутри)
Деталь Улук-Бека (снаружи у входа)
Мирза-Улук-Бек. Регистан
Тоже внутри Улук-Бека
Тилля-Кари с Улук-Бека. Самарканд
Медресе Тилля-Кари (узб. Tillа Qоri mаdrаsаsi - Позолоченное медресе) - культовое, духовно-просветительское и образовательное сооружение XVII века в Самарканде на площади Регистан. Является самым поздним строением на площади и вместе с медресе Улугбека и медресе Шердор образует целостный архитектурный ансамбль. В 2001 году в числе других достопримечательностей Самарканда внесено в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Тилля-Кари с площади Регистана
Минарет Тилля-Кари
Вид с Тилля-Кари на Самарканд
Во дворе м. Тилля-Кари
Часть входной двери с правой стороны Тилля-Кари
Внутри двора Тилля-Кари. Деталь на правой стороне
Деталь Тилля-Кари с площади
Часть минарета и купола Шир-Дор с Тилля-Кари
Медресе Шердор (узб. Sherdоr mаdrаsаsi, тадж. Мадрасаи Шердор - букв. Медресе со львами) - исламское образовательное, духовно-просветительское и мемориально-культовое сооружение XVII века в Самарканде на площади Регистан. Вместе с медресе Улугбека и Тилля-Кари образует целостный архитектурный ансамбль. В 2001 году вместе с другими достопримечательностями Самарканда внесено в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Медресе Шир-Дор. Регистан
Внутри м. Шир-Дор
Стена и колонна наверху Шир-Дора
Мечеть Биби-Ханым.
Каменная подставка для корана во дворе мечети Биби-Ханым
Мечеть Биби-Ханым. Купол с юго-восточной стороны
Биби-Ханым. Восточный минарет (единственный)
Часть левого минарета. Биби-Ханым
Вход в мавзолей Гур-Эмир
Гур-Эмир (узб. Go'ri Amir от перс. گورِ امیر - «Гробница эмира») - мавзолей Тамерлана (Амира Тимура) и его семьи (Тимуридов) в Самарканде.
Строительство мавзолея, начатое в 1403 году, было связано с внезапной смертью Мухаммад Султана, прямого наследника эмира Тимура (Тамерлана) и его любимого внука. Завершил строительство Улугбек, другой внук Тамерлана.
Во время правления Тимура мавзолей стал семейным склепом Тимуридов. В этом архитектурном ансамбле находятся могилы самого Тимура, его сыновей Шахруха и Миран-шаха, а также внуков - Улугбека и Мухаммад Султана и тимуридов Абдулло Мирзо, Абдурахмон Мирзо, учитель и наставник Тимура Мир Саид Барака.
Купол мавзолея Гур-Эмир.
Купол мавзолея Гур-Эмир с запада (трещина)
Купол мавзолея Гур-Эмир с восточной стороны.
Вход в мавзолей Гур-Эмир.
Вход в мавзолей Гур-Эмир. Дверь.
Вход в мечеть Гур-Эмир.
Деталь ворот с внутренней левой стороны. Мавзолей Гур-Эмир.
Выход из мавзолея Гур-Эмир.
Фотографические работы Прокудина-Горского сохранились в основном в двух видах: 1 901 черно-белый негатив на стеклянных пластинах в трех рамках, которые были отсняты через цветоразделительные фильтры и использовались Прокудиным-Горским для получения цветных фотографических отпечатков и слайдов для просмотра через фонарь-проектор; а также 12 альбомов фотографических отпечатков в цветовом тоне "сепия", полученных со стеклянных негативов, которые Прокудин-Горский использовал для документации во время своих путешествий и исследований. В 1948 г. Библиотека Конгресса приобрела негативы на стеклянных пластинах и альбомы у семьи Прокудина-Горского. В 2004 г. специалисты Библиотеки Конгресса произвели цифровые цветные комбинированные изображения на основе сохранившихся стеклянных негативов с применением специального программного алгоритма для автоматического совмещения цветовых компонентов. Как и для большинства исторических фотографий, в результате нового исследования были скорректированы и уточнены названия и сюжеты фотографий.
Текущие сведения об этой коллекции находятся на веб-сайте библиотеки
Конгресса США .