САМАРКАНД. НАСЛЕДИЕ С. М. ПРОКУДИНА-ГОРСКОГО

Jun 21, 2015 17:09

Оригинал взят у vasily_sergeev в САМАРКАНД. НАСЛЕДИЕ С. М. ПРОКУДИНА-ГОРСКОГО
Утащено у Bo4kaMedaСАМАРКАНД. НАСЛЕДИЕ С. М. ПРОКУДИНА-ГОРСКОГО


Общий вид Шах-Зинде (вечерний снимок)



Образцы мозаичных стен в Шах-Зинде.

Шахи Зинда (узб. Shohizinda, перс. شاه زنده‎ - букв. «живой царь») - памятник средневековой архитектуры в Самарканде (Узбекистан), ансамбль мавзолеев самаркандской знати. Дошедший до нас комплекс состоит из одиннадцати мавзолеев, последовательно пристраивавшиеся друг к другу в течение XIV-XV веков. Тем не менее, в ходе раскопок на восточном склоне городища Афрасиаб были обнаружены остатки мавзолеев XI-XII веков [1]. В 2001 году ансамбль мавзолеев Шахи Зинда вместе с другими древними постройками Самарканда включён в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.



Шах-Зинде. Купола

Ансамбль Шахи Зинда формировался на протяжении 9 веков и включает более двадцати сооружений IX-XIV и XIX веков. Своим названием Шох-и Зинда - «живой царь» - комплекс обязан легенде. В ней говорится, что двоюродный брат пророка Мухаммеда, Кусам ибн Аббас, пришел в Самарканд с небольшим войском для утверждения ислама. Во время одного из набегов язычников Кусам ибн Аббас был поражён стрелой, но сумел скрыться от глаз неверных в образовавшейся расщелине (по другой версии, в колодце), где и живёт по сей день.

Старейшие сооружения ансамбля, от которых сохранились только основания и надгробия, датируются XI-XII веками. Подавляющее большинство построек относятся к XIV-XV веку, а перестройки XVI-XIX веков практически не повлияли на композицию и внешний вид комплекса.

Шахи-Зинда - единственный в Самарканде археолого-архитектурный памятник, в котором, включая культурные напластования Афрасиаба, отразилась почти 25-вековая история города.



Общий вид Шах-Зинде с северо-запада



Шах-Зинде, общий вид слева от входа с горы



Шах-Зинде, общий вид с востока



Деталь мавзолея над гробницей. Шах-Зинде



Шах-Зинде. В проходе мертвых



Главный вход в Шах-Зинде



Проход мертвых. Шах-Зинде.



Шах-Зинде. Деталь над входом слева. Самарканд.



В проходе мертвых.



Выход из прохода мертвых с внутренней стороны.



Гробница по той же стороне в проходе мертвых



Ниша задней стены в проходе мертвых



Проход мертвых. Деталь над входом.



У входа в проход мертвых.



Часть стены в проходе мертвых справа. Мавзолей Туглу-Текин (Эмир Хусейна). Шах-Зинде. Самарканд



Образцы мозаичных стен в Шах-Зинде (мавзолей Эмир-заде). Самарканд



Образцы мозаичных стен в Шах-Зинде



Мазар на горе у Шах-Зинде



Муллы у Шах-Зинде



Могила у Шах-Зинде



Самарканд. Вид на старый город от Шах-Зинде



Мавзолей Кутлук-ока - третьей жены Тамерлана. Шах-Зинде, Самарканд



Общий вид мечети Биби-Ханым от Шах-Зинде

Мечеть Биби-Ханым (букв. «старшая принцесса») (раннее название - Масжиди джами) (узб. Bibi-Xonim masjidi) - архитектурный памятник 1399-1404 годов в Самарканде, грандиозная соборная мечеть Тамерлана, богато украшенная изразцами, резным мрамором и росписями. Восстановлена из руин в конце XX века. Памятник находится на улице Ташкентская.



Вид от Шах-Зинде на Самарканд



Двор Медресе Улук-Бек

Медресе Улугбека (узб. Ulug`bеk mаdrаsаsi) - мусульманское духовно-просветительское, образовательное и культовое сооружение XV века в Самарканде. Старейшее медресе архитектурного ансамбля площади Регистан, возведённое правителем государства Тимуридов и учёным-астрономом Улугбеком. Вместе с медресе Шердор и Тилля-Кари образует целостный архитектурный ансамбль. В 2001 году в числе других достопримечательностей Самарканда внесено в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.



Деталь стены Улук-Бек (внутри)



Деталь Улук-Бека (снаружи у входа)



Мирза-Улук-Бек. Регистан



Тоже внутри Улук-Бека



Тилля-Кари с Улук-Бека. Самарканд

Медресе Тилля-Кари (узб. Tillа Qоri mаdrаsаsi - Позолоченное медресе) - культовое, духовно-просветительское и образовательное сооружение XVII века в Самарканде на площади Регистан. Является самым поздним строением на площади и вместе с медресе Улугбека и медресе Шердор образует целостный архитектурный ансамбль. В 2001 году в числе других достопримечательностей Самарканда внесено в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.



Тилля-Кари с площади Регистана



Минарет Тилля-Кари



Вид с Тилля-Кари на Самарканд



Во дворе м. Тилля-Кари



Часть входной двери с правой стороны Тилля-Кари



Внутри двора Тилля-Кари. Деталь на правой стороне



Деталь Тилля-Кари с площади



Часть минарета и купола Шир-Дор с Тилля-Кари

Медресе Шердор (узб. Sherdоr mаdrаsаsi, тадж. Мадрасаи Шердор - букв. Медресе со львами) - исламское образовательное, духовно-просветительское и мемориально-культовое сооружение XVII века в Самарканде на площади Регистан. Вместе с медресе Улугбека и Тилля-Кари образует целостный архитектурный ансамбль. В 2001 году вместе с другими достопримечательностями Самарканда внесено в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.



Медресе Шир-Дор. Регистан



Внутри м. Шир-Дор



Стена и колонна наверху Шир-Дора



Мечеть Биби-Ханым.



Каменная подставка для корана во дворе мечети Биби-Ханым



Мечеть Биби-Ханым. Купол с юго-восточной стороны



Биби-Ханым. Восточный минарет (единственный)



Часть левого минарета. Биби-Ханым



Вход в мавзолей Гур-Эмир

Гур-Эмир (узб. Go'ri Amir от перс. گورِ امیر‎ - «Гробница эмира») - мавзолей Тамерлана (Амира Тимура) и его семьи (Тимуридов) в Самарканде.

Строительство мавзолея, начатое в 1403 году, было связано с внезапной смертью Мухаммад Султана, прямого наследника эмира Тимура (Тамерлана) и его любимого внука. Завершил строительство Улугбек, другой внук Тамерлана.

Во время правления Тимура мавзолей стал семейным склепом Тимуридов. В этом архитектурном ансамбле находятся могилы самого Тимура, его сыновей Шахруха и Миран-шаха, а также внуков - Улугбека и Мухаммад Султана и тимуридов Абдулло Мирзо, Абдурахмон Мирзо, учитель и наставник Тимура Мир Саид Барака.



Купол мавзолея Гур-Эмир.



Купол мавзолея Гур-Эмир с запада (трещина)



Купол мавзолея Гур-Эмир с восточной стороны.



Вход в мавзолей Гур-Эмир.



Вход в мавзолей Гур-Эмир. Дверь.



Вход в мечеть Гур-Эмир.



Деталь ворот с внутренней левой стороны. Мавзолей Гур-Эмир.



Выход из мавзолея Гур-Эмир.


Фотографические работы Прокудина-Горского сохранились в основном в двух видах: 1 901 черно-белый негатив на стеклянных пластинах в трех рамках, которые были отсняты через цветоразделительные фильтры и использовались Прокудиным-Горским для получения цветных фотографических отпечатков и слайдов для просмотра через фонарь-проектор; а также 12 альбомов фотографических отпечатков в цветовом тоне "сепия", полученных со стеклянных негативов, которые Прокудин-Горский использовал для документации во время своих путешествий и исследований. В 1948 г. Библиотека Конгресса приобрела негативы на стеклянных пластинах и альбомы у семьи Прокудина-Горского. В 2004 г. специалисты Библиотеки Конгресса произвели цифровые цветные комбинированные изображения на основе сохранившихся стеклянных негативов с применением специального программного алгоритма для автоматического совмещения цветовых компонентов. Как и для большинства исторических фотографий, в результате нового исследования были скорректированы и уточнены названия и сюжеты фотографий.

Текущие сведения об этой коллекции находятся на веб-сайте библиотеки Конгресса США .

фото, история

Previous post Next post
Up