Оригинал взят у
dr_slabinsky в
Символизм Георгия Победоносца "Чудо святого великомученика Георгия о змие" - многозначный образ.
Значение агиографическое. Некогда в озере возле города Берита поселился страшный дракон, требовавший человеческих жертвоприношений, которые жители города совершали, приводя к нему по очереди детей из каждой семьи. Когда очередь дошла до царской дочери, покорно ожидавшей на берегу озера кровожадного дракона, явился св. великомученик Георгий на коне и, прободав копьем пасть дракона, спас девицу. На некоторых иконографических изводах царская дочь, привязав дракона своим поясом, ведет его, как домашнюю собачку, на показ жителям города.
Значение археологическое. Образ св. великомученика Георгия на коне с копьем восходит к древнеегипетской иконографии Гора, поражающего Сета.
Значение архетипическое. Образ иллюстрирует библейский проречение о вражде семени змия и семени жены. "Той будет блюсти твою главу и ты будеши блюсти его пяту".
Значение эсхатологическое. Восходит к проречению патриарха Иакова на Дана. "Дан змий на пути, седяй на распутии. И падет конник вспять. спасения ждый Господня". На государственных эмблемах Московского царства прободаемый копьем змий изображает антихриста, а Георгий персонифицирует силу удерживающего, то есть Московского Государя.
Значение таинственно-антирретическое. Копье всадника коррелирует с копием православного богослужения. Змей символизирует евхаристическую жертву.
Значение антропологически-аскетическое. Всадник - аскет. Конь - чистота воздержания. Прободаемый дракон - поясничный змей (в терминологии св. Григория Синаита), змей "кундалини" или предстательная железа. Копье -антирретическая молитва.
_____________________________________________________________________
В.И. Карпец: Первые два изображения мне не нравятся, но, исходя из уважения к автору и верности текста по существу, оставляю их.
Оригинал взят у
karpets в
Святый великомучениче Георгие, моли Бога о нас!Оригинал взят у
rosh_mosoh в
Святый великомучениче Георгие, моли Бога о нас!