Оригинал взят у
apxiv в
Время копать каналы и время закапывать каналы Строительство Петербурга с самого начала происходило под девизом "больше каналов хороших и разных". Острова дельты Невы и так изначально уже были изрезаны речками и речушками, но морским пришельцам этого показалось мало и они продолжали копать каналы для удобства перемещения на разнообразных плавсредствах.
Вид старого Зимнего дворца, в котором скончался Петр-1. Гравюра Е. Виноградова с рисунка М. Махаева. 1753 г.
Зимний дворец Петра-1 неизвестно чья гравюра, но тоже будто бы по рисунку М. Махаева 1753 г
Петербург изначально был ориентирован только и исключительно на водный транспорт. В этом можно и сейчас убедиться самостоятельно, если обратить внимание на то, что все фасады самых старинных зданий ориентированы на воду и близко к ней находятся, к воде были сделаны спуски чтобы в прямом смысле можно было попасть с корабля на бал. Кстати, именно поэтому "подъезд" в Петербурге называется "парадное", ведь не "подплывом" же его называть;)
Летний дворец Елизаветы Петровны. Гравюра А.Грекова 1753 г. по рисунку М.Махаева.
В конце 1715 г. зодчий Доменико Трезини составил проект застройки Васильевского острова, центр Санкт-Петербурга должен был разместиться именно здесь. По плану Васильевский остров разбивался на кварталы рядами поперечных каналов-улиц, пересекающихся с широкими продольными каналами. Значительная часть каналов-улиц на Васильевском острове была успешно выкопана, а потом так же успешно закопана.
Эта странность "выкопали-закопали" ранее была лишь обозначена, но не раскрыта в заметке
Петербург бестолковый: "Вообще, вся кипучая деятельность в Петербурге отдаёт армейским маразмом, одно раскрашивание деревянных домов под каменные чего стоит. То копают дополнительные каналы "а-ля Венеция" на Васильевском острове и всякие другие вроде Адмиралтейского и Лиговского, а затем их же закапывают и наоборот начинают строить мосты."
Ну и почему же такие замечательные водные транспортные магистрали стали закапывать? Почему они сначала были нужны, а потом стали не нужны? У меня только один вариант: сухопутный транспорт в виде лошадей изначально не предусматривался, сначала у них не было лошадей.
Когда-то в Петербурге насчитывали от 101 до 142 островов, сейчас их количество уменьшилось до 33-42 (везде разные данные), но в любом случае возникает вопрос: зачем нужны лошади на островах?
Тем не менее когда в 1731 г. создавали первый конногвардейский полк (см.
Первые конные гвардейцы Российской империи. Внезапно), то разместили их на острове, в связи с чем в конце 1730-х возникли соответствующие топонимы (показаны на схеме красным): Конюшенная площадь, Конюшенная церковь, Большая и Малая Конюшенные улицы, Конный переулок (совр. пер. Гривцова) и Сенная площадь (Сенная площадка):
см.
Лошадиный Петербург на Яндекс-карте Казалось бы, и так места мало потренироваться на лошадках, так они ещё один канал выкопали - Конюшенный (ныне часть канала Грибоедова), дабы от Сенной площадки было легче корма перевозить и таким образом ещё уменьшили место для лошадок:(
Правда, если не врутЪ, лет через 20 сподобились от Конюшенного ведомства перебросить в сторону будущего Марсова поля (а тогда заболоченного Царицына луга) первый Конюшенный мост. В общем, полная жуть, даже если лошади есть, ездить на них некуда. Или грузить на лодки, переправлять на материк, там покататься и назад.
Глядя на карту Петербурга 1717 года, которая судя по планировке Васильевского острова всего лишь очередной план, можно представить много ли места на Адмиралтейском острове было для катания на
уродском лошаде Петра-1 (для ориентира под №6 в виде зубчатой крепости - адмиралтейство):
Но это ещё не всё. Именно в это время (на схеме 1717 года еще не обозначен) выкапывают Адмиралтейский канал, который чуть ли не вдвое уменьшает Адмиралтейский остров.
На аксонометрическом плане Исаакиевской площади 1796-1800 гг. вверху виден угол Адмиралтейства, а влево от него отходит тот самый Адмиралтейский канал, внизу река Мойка:
И вдруг в порядке подготовки к войне 1812 года в 1805 году на месте Царицына луга выравнивают Марсово поле для тренировки войск, в 1806 году строят Манеж - специальное здание для тренировки конной выездки (на схеме зеленым под №8) - крутейшее здание, фасадом выходящее на Исаакиевскую площадь, строят казармы Конногвардейского полка (зеленым под №7):
см.
Лошадиный Петербург на Яндекс-карте Так и хочется задать риторический вопрос где же эти бедолаги конные гвардейцы с 1731 года жили и тренировались? Но и это ещё не все. В 1817 году. то есть через 100 лет, засыпают большую часть Адмиралтейского канала, заключив его в трубу и сверху образуется Конногвардейский бульвар (тоже обозначен зеленым под №4), по сообщениями историков специально созданный для верховой езды конногвардейцев. Уф. Наконец-то комплект. Лошади есть, казармы есть, манеж есть, даже по бульварчику можно проехаться. Тут и мосты начали строить по-взрослому.
Это ещё что. Вот когда в 1840-х под Висячими садами
в Малом Эрмитаже сделали Манеж и конюшни по последнему слову техники со специальными печами, канализацией и
гранитными поилками для лошадей по проекту Монферрана, тогда-то самая крутизна и пошла.
Может быть это особенность Петербурга? Вовсе нет. Все города изначально планировались под водное сообщение см. по ссылкам на странице "
Города и вода", можно также полюбоваться на
Средневековые" крепости в Европе 19 века, везде одна и та же картина и те же самые закономерности: сначала каналы копают, потом их закапывают.
Поэтому когда читаем что в середине 18 века Берлине было 4 кареты, кто-то может подумать "всего 4 кареты?", а для меня "целых 4 кареты!"
Карета в Берлине тех времен примерно из серии "наши люди в булочную на такси не ездят":
Historical map, 1688; (A slanted view of Berlin, by Schultz)
Увеличенные фрагменты:
Карту Берлина 18 века не нашел пока, но он наверняка был таким же, поскольку проложенные в 19 веке линии трамвая повторяют изгибы крепостной стены. Интересно посмотреть на расположение линии старой крепости на плане застройки Берлина 1915 года:
Die historische Festungslinie kopiert auf das Stadtbild um 1915
Дальше можно было бы поинтересоваться как и когда изначально
расположенный на двух островах реки Шпрее Берлин занялся производством карет, которые так и назывались "берлина", где там зачётно расположены императорские конюшни, но это уже для сугубых интересантов.
Для разнообразия взглянем на вольный имперский город
Гамбург, расположенный на землях любимых
Ганноверских-Ольденбургских, который по количеству мостов превосходит сейчас даже Амстердам:
Картина та же самая: карета при таких расстояниях только для понтов нужна, некуда там ездить. И так везде. Точнее, не везде. Некоторые города остались совсем не приспособленными для проезда карет и прочих повозок на лошадиной тяге. Зато большинство городов подверглись кардинальной перепланировке под новый вид транспорта и синхронность этих изменений навевает на те же самые мысли;)
вернуться на индексную страницу "Лошади" первоисточник на сайте может редактироваться