ОПЕРАЦИЯ "ДЕСПИНА"- II. ПРОИСХОЖДЕНИЕ РОДА

Mar 14, 2015 15:51

Оригинал взят у roman_rostovcev в ОПЕРАЦИЯ "ДЕСПИНА" - II. ПРОИСХОЖДЕНИЕ РОДА
Для знати позднего Средневековья история рода и была историей, как таковой. Никакие хронологии, хоть по Скалигеру, хоть по Морозову ещё придуманы не были. Даже Макиавелли ещё не написал свой труд, в котором определил управление государством как профессию, а не как привилегию. Софье неоткуда было почерпнуть взгляды о своём статусе, происхождении и назначении, кроме как из фамильных сказаний и преданий. Поэтому происхождение поздних Палеологов мы просто обязаны рассмотреть подробнее.



Злые языки ведут происхождение фамильного имени Палеологов от профессии старьёвщиков, замыкая в этом определении как социальные, так и этнические корни родословной будущих императоров Византии.
Когда в 1204 году победоносные крестоносцы Четвертого крестового похода ворвались в Константинополь, некий Федор Ласкарис, вельможа не из самых благородных, но и не безвестный, бежал, подобно Энею из Трои, в малоазиатские провинции распавшейся империи. Ласкарисы создали собственное государство в Малой Азии, ведущее ожесточенную борьбу с латинскими пришельцами, которая в 1261 году завершилась победой - небольшой византийский отряд проник в Константинополь и быстро захватил его, поскольку большая часть крестового воинства как раз пребывала в очередном пиратском рейде по побережью Чёрного моря.
Императором Никейского государства в тот момент был малолетний Иоанн IV Ласкарис. Основатель императорской династии Палеологов Михаил состоял при нём в качестве регента, однако при переезде во вновь обретенную столицу приказал короновать лично себя. Ребенка же, отданного ему на попечение, Михаил ослепил и бросил в темницу, где несчастный вскоре и умер. Прекрасное начало династии, давшее её последующим поколениям наглядный пример для многочисленных подражаний!
Бывшие земли Византийской империи к тому времени были поделены между славянскими государствами Балкан - Сербией и Болгарией, а так же многочисленными колониями западных держав: Генуи, Венеции, Флоренции и властителями из числа бывших крестоносцев. Галата, пригород Константинополя, превосходящий его по экономическому влиянию в регионе, принадлежала Генуэзской республике. По сути, побережье Мраморного и Эгейского морей представляло собой кондоминиум под управлением итальянских и местных феодалов, с тесно переплетенными связями и интересами. Византийские императоры были неполноправными акционерами этого глобального торгового общества, влиятельными, но не главными.
Расправившись с Ласкарисами, Палеологи вскоре нажили себе более могущественных врагов - род Кантакузеных, вражда с которыми фактически разрушила империю.
В 1341 году в Византии вспыхнула гражданская война, внешний сюжет которой  фактически повторял обстоятельства захвата престола Михаилом Палеологом с точностью до наоборот. Теперь в роли малолетнего императора выступал представитель династии Палеологов, против которого выступал регент - Иоанн  Кантакузен. Кантакузен  стал регентом при императоре-ребенке Иоанне не случайно, ещё при жизни его отца Андроника Палеолога будущий регент был первым вельможей государства и фактическим соправителем императора.  Однако после смерти Андроника и провозглашения регентства в столице вспыхнул мятеж, в ходе которого власть Кантакузена была свергнута, а сам он лишен всех постов и почетных званий. Восстание против регентства быстро переросло в полномасштабную революцию, в ходе которой крестьяне и ремесленники резали феодальную знать Византии по всей её территории. 
Кантакузены в свою очередь пригасили иноземцев - турок и болгар - поучаствовать в подавлении мятежа. Итогом многочисленных вторжений иностранных армий и просто разбойничьих ватаг стало запустение целых провинций и утрата обширных территорий государства. В войне поучаствовали и итальянцы, вернее сказать, часть боевых действий генуэзско-венецианской войны прошла на территории и с участием Византии. Судя по всему и столкновение Мамая и Дмитрия Донского на пресловутом Куликовом поле было косвенно связано с общим переделом сфер влияние между Генуей и Венецией.
В итоге Палеологи и Кантакузены нашли общий язык и даже породнились: матерью Мануила II Палеолога, деда нашей героини Софьи, была Елена Кантакузен.
Previous post Next post
Up