«Мини-гобелен как творческий эксперимент» - «Модель мира».

Jan 02, 2015 18:26


Выставка открыта в рамках II триеннале современного гобелена и текстильного искусства, проводимого Государственным музеем-заповедником «Царицыно» совместно с  Ассоциацией художников  декоративных искусств МСХ в галерее «Беляево» (ул. Профсоюзная, 100) с 25 декабря 2014 г. по 15 января 2015 г.




Открытие выставки 25 декабря. Слева-направо: художник,  председатель правления АХДИ МСХ А. С. Гораздин, директор галереи М. С. Бушуева, директор музея «Царицыно» Н. Ю. Самойленко, зам. ген. директора по научной работе О. В. Докучаева, куратор триеннале, сотрудник музея О. М. Шеболдаева



А. С. Гораздин, художник М. Нечепорук, М. С. Бушуева, Н. Ю. Самойленко, художник,  профессор МГХПА им. С. Г. Строганова, со-куратор основного проекта С. В. Гавин



О выставке на сайте галереи: 
«Экспозиция «Малый формат. Мини-гобелен как творческий эксперимент» - «Модель мира», наводящая фокус на произведения искусства камерных размеров. Следуя  философии романтизма, современное искусство часто подчеркивает возвышенное, помещая его в малые форматы, настаивая на том, что бесконечное способно делиться во всех своих точках произвольно, в каждой своей части оказываясь равным себе. Даже в самой малой детали пульсирует ритм жизни, постоянный во всех вещах и явлениях. Таким образом, декоративное искусство обладает здесь яркой особенностью - оно, будучи всегда внимательным к малым формам и предметам обихода, взаимодействует с человеком на уровне повседневности, обнаруживая и акцентируя «бесконечности» в окружающем мире. Именно из этого понимания декоративного искусства появляется станковая форма гобелена, которая абстрагирует саму суть декоративности в законченную вещь и представляет ее тотальной моделью мироздания. Гобелен конвертирует микрокосм личного пространства в макрокосмическую модель, являясь в этом смысле «оборотной стороной» живописи, которая исторически происходит от монументальных установок и, позже, выступает всегда в очищенном «выставочном пространстве».

Современное декоративное искусство рассматривается здесь в широкой исторической перспективе: от авангардного дизайна и органического «плетения» картин Павла Филонова и  Михаила Матюшина до усложненных концептуальных рассуждений современных художников Наташи Тарр (Кучумовой), Александра Плюснина, Олега Устинова, Ивана Новикова и Александра Петтая, использующих в своем искусстве орнаментальные мотивы и  декоративные коды. Основу экспозиции составляют  мини-гобелены второй половины XX века из собрания музея-заповедника «Царицыно» (миниатюрный текстиль Бориса Мигаля, Ирины Колесниковой, Марины Нечепорук), авторские произведения московских художников - участников II Российской триеннале современного гобелена и текстильного искусства: Сергея Гавина, Марины Русановой, Елены Нефедовой, Дины Жедыхановой, Елены Одинцовой, Татьяны Боженко, Елены Маркеловой, Евгении Андрюковой. Наряду с мастерами гобелена на выставке демонстрируются экспериментальные работы студентов МГПХА им. С.Г. Строганова, перед которыми в условиях культуры современности остро встает вопрос о новых формах бытования декоративного искусства и его особой социологии».

Начнем экскурсию с дальнего зала -  в хронологическом порядке.
На этот раз залы и стены галереи выглядят непривычно - они почти пустые.



В большом зале представлены работы Бориса Мигаля, Ирины Колесниковой, Марины Нечепорук 1984-2011 гг. из коллекции музея «Царицыно».
Из обширного музейного собрания мини-гобеленов, организаторы выставки отобрали лишь небольшую часть.
Здесь же (к сожалению, только на мониторе) можно посмотреть серии мини-гобеленов Ольги Орешко (Екатеринбург).



Борис Мигаль (1946-1999), СПб. Мини-гобелены из цикла «По Байкалу». 1986 г. Шерсть, лен, синтетика
Два из них уже были показаны в блоге.  
Еще два и фрагмент:






О Б. Мигале см. в блоге по тематическому указателю (раздел «Персоналии»).

Тканые миниатюры не сразу получили статус законченного произведения. В 1960-е годы это были лишь небольшие образцы (20х20 см.), которые художники должны были присылать на биеннале в Лозанне (подробнее - в тексте с выставки ниже). Фрагменты демонстрировали авторскую технику больших гобеленов. Прошло немало лет, прежде чем на них взглянули по-новому, и они получили самостоятельное звучание, став мини-гобеленами. Сегодня интерес к малой форме гобелена возвращается. Молодежь вносит в них свежий взгляд, живость и раскованность нового поколения (это уже анонс материала, который я вскоре покажу в блоге).
Но в истории ткачества небольшие тканые изделия с сюжетным или символическим рисунком были, можно сказать, всегда.  Археологические находки знакомят нас с образцами ткачества разных эпох и цивилизаций. Яркий пример - коптские ткани, которые были когда-то фрагментами одежды, завес, покрывал и даже иконами.



На ретроспективной выставке одни порадуются новой встрече с работами Ирины Колесниковой и Марины Нечепорук, другие впервые познакомятся с мини-гобеленами столь высокого уровня.
Ирина и Марина в прошлом казались сестрами: они всегда появлялись вместе, выставлялись вместе, и их работы на выставках можно было перепутать. Потом Ирина уехала, а Марина начала эксперименты с леской, которые мы часто видим на московских выставках.

Ирина Колесникова (1958).
Поскольку представлены мини-гобелены разных лет, можно увидеть, как менялся почерк, как художник шел к своему стилю.
/Большая часть работ экспонируется под стеклом/.

Сентябрь. 1984. лен, шелк. 38х44 см.



И будни и праздники. Триптих. 1985. Шерсть, шелк



На каждом этапе - эксперименты. Но не ради таковых - это поиск оптимального варианта для выражения мысли.
От живописной многословности, сложных композиций - к лаконичной графике, где живописи шелком отведены строгие границы. И от этого она кажется еще драгоценнее.
Московские мотивы. Триптих. 1987. Лен, шерсть



Мир Ирины Колесниковой часто выглядит таинственным и символичным. 
Жизнь дерева. Диптих. 1989. Лен, шелк



Городок; Лежащий. 1989. Лен, шелк



Красный ангел. 1989. Лен, шелк, хлопок; Град отраженный. 1989. Лен, шелк



Кажется, на такой большой плотности, тонкими нитями в России больше никто не ткал и не ткет по сей день.

Подвес:  Девочка с рыбой. 1989. Шелк, хлопок, медь. Ткачество; Подвесы из серии «Рябиновые»: Свеча; Портрет. 1988. Лен, шелк, шерсть, синтетика, металл, ткачество



Двойная композиция.  1990. Шелк, хлопок



Из серии «ARCHIVUM» № 4; № 5. 1996 г. (женский портрет, предположительно Любови Поповой). Лен, шелк, волокно синтетическое, ткачество, коллаж



Светлое квадратное окно; Темное квадратное окно. 1999. Лен, шелк, бумага ручного отлива, ткачество, коллаж



Перемещение. Транзишн. Transition. Мини-гобелен из 7 частей. 2000. Лен, шелк.  - см. в блоге (там же, где работы  Б. Мигаля).

Марина Нечепорук (1958)
Больше экспериментирует с формой и материалами.
Микро-гобелены:
Путевые заметки. В 6 частях. 1987. Шелк, хлопок



Вселенная; Обочина. 1990. Шерсть, шелк, холст, оргстекло, металл, ткачество



Розовые очки; Воспоминание. 1990. Шерсть, шелк, ткачество



Мои соседи. Диптих из серии «Экология». 1991. Шерсть, шелк, хлопок, лен



Сон в летнюю ночь. 1993. Лен, шелк



Из серии «Прогулки по Царицыно с мелодией любви». 2011. Лен, шелк, фотографии авторские, ноты, бумага фактурная, стекло, ткачество;
Игра воображения. 1999. Лен, шелк, бумага заводского и ручного изготовления, металл, стекло, зажимы, ткачество, коллаж



Ряд работ современных художников по гобелену представлены в первых залах.
Нефедова Елена. Вспоминая Возрождение. Гобелен. Шерсть, лен. 2012-…
Отдельные части серии уже демонстрировались на выставках. И, видимо, серия будет продолжаться.



Но постепенно у посетителей возникают вопросы...
Вертикальный ткацкий станок, стоящий в зале - неужели на таких больших станках ткут такие маленькие гобелены?
Хотя он ведь здесь с другой целью. Читаем на сайте галереи: «Своеобразным арт-объектом выступает ткацкий станок, который, лишаясь на время функциональной полезности, обнажает в пространстве выставки свое эстетическое совершенство». И он не только совсем не информативно обнажается, но еще и загораживает уникальные работы Бориса Мигаля. 



Если выставка посвящена мини-гобеленам, почему на полстены в большом зале проецируются большие гобелены художника Сергея Гавина? Ах, да, как и живопись Филонова и других и «концептуальные рассуждения», возникающие на стене, это «широкая историческая перспектива».
В принципе, любое произведение художника отражает…… как в капле… и т. д.  Но мини-гобеленов, которые можно назвать «Моделью мира», найдется немного (как и больших). И дело не в размере работы, а в масштабе мышления. Камерный гобелен, чаще, наоборот, представляет фрагменты-осколки окружающей действительности.

Работы  студентов I курса МГХПА им. С. Г. Строганова 



Это, скорее, не мини-гобелены, а безымянные образцы техник ткачества в традиционном формате 20х20 см. И, похоже, у студентов «…вопрос о новых формах бытования декоративного искусства и его особой социологии» в этих работах, видимо, не вставал.
«Инсталляция» (Мария и Наталья Арендт) служит эффектным фоном. Но как соотнести машинную вышивку на черной ткани с гобеленом?

Большие вертикальные листы на пожелтевшей бумаге: Романенков Василий  (1952-2013).  Серия графических работ. Карандаш, бумага (о художнике, например, здесь).
Между ними, как бы между прочим, мини-гобелены. Слева: Немировская Евгения.  Отдых. Красное яблоко. Ева. 1997. Шерсть, лен. 40х50 см. каждый.









Меня всегда интриговало, кто же читает такие тексты?

Перфоманс на открытии выставки: распутывание (или запутывание?) пряжи и толстых веревок под громкую фортепианную музыку. Возможно, символизирует подготовку художника к ткачеству гобелена в ожидании вдохновения? Но, явно, не мини…



В целом складывается впечатление, что мини-гобелены здесь - лишь предлог для демонстрации идей современных теоретиков.
Впрочем, мое дело было представить увиденное, а вы уж сами разбирайтесь в этом коктейле…

P. S. На выставке продается прекрасно изданный музеем "Царицыно" каталог II триеннале современного гобелена (900 руб) и сувениры с изображением фрагментов гобеленов.
В планах музея "Царицыно" - смена постоянной экспозиции гобелена в Большом дворце и мечта о большой выставке мини-гобелена на основе музейной коллекции и ее показ не только в Москве, но и в других городах.

выставки, гобелен

Previous post Next post
Up