Часть 1 смотрите
здесь.
Для тех, кто хочет углубиться в творчество художника, даю тексты из каталога в сопровождении моих фотографий с выставки.
«Преображение кимоно. Искусство Итику Куботы»
Текст Жаклин Маркс Аткинс
Международный фонд Шодиева. Москва, 2014.
Международный фонд Шодиева
http://www.chodiev.ru/cmi/ Мечтой Итику Куботы, всемирно известного художника и признанного мастера прикладного искусства, чьи выдающиеся произведения представлены в этом году на выставках в Москве и Санкт-Петербурге, было основание музея - места, демонстрирующего зрителям синтез естественного природного окружения и творчества самого художника. В 1994 году Куботе удалось построить музей на озере Кавагути, в одном из красивейших мест Японии, откуда открывается масштабная панорама на национальный символ страны - гору Фудзи. После смерти Куботы в 2003 году названный в его честь музей пытался сохранить замечательную коллекцию работ художника, держа свои двери открытыми для публики, как того желал мастер. Однако, к 2010 году музей Итику Куботы оказался на грани банкротства; неизбежностью стала распродажа коллекции кимоно по частям. Благодаря Фаттаху Шодиеву, известному бизнесмену и меценату, который оценил значимость творчества художника и сделал все возможное, чтобы сохранить музей и коллекцию Итику Куботы для мировой культуры, музей был спасен от этой печальной участи.
Фаттах Шодиев, в прошлом ведущий специалист по советско-японским экономическим отношениям Министерства торговли СССР и советник советского торгового представительства в Японии, широко известен своим знанием Японии и любовью к японской культуре. Благородный поступок Шодиева стал знаком признательности Японии за то влияние, которое страна оказала на его жизнь. В 1996 году Фаттах Шодиев создал Международный Фонд Шодиева - благотворительную организацию, активно поощряющую и поддерживающую проекты в сфере образования, искусства и международного сотрудничества. Помимо многих других своих начинаний, сегодня фонд также выступает в качестве спонсора и организатора проектов, посвященных творчеству Итику Куботы, организуя выставки, которые позволяют широкой аудитории за пределами Японии ознакомиться с великолепными работами художника. Коллекция была показана в Астане и Алматы (Казахстан) осенью 2013 года, в январе 2014-го она экспонируется в Центральном выставочном зале «Манеж» в Москве, а в феврале - в Российском этнографическом музее в Санкт-Петербурге. Отдельные части коллекции неоднократно были представлены в музеях Америки и Европы при жизни художника, однако сегодня фонд получил еще ряд запросов на демонстрацию коллекции от музеев и других учреждений Соединенных Штатов, Объединенных Арабских Эмиратов, Франции и других стран.
Благодаря страстной приверженности Фаттаха Шодиева идее международного культурного обмена и поддержке возглавляемого им фонда, наследие и мечта Итику Куботы продолжают жить сегодня, вдохновляя и восхищая людей по всему миру.
ВВЕДЕНИЕ
«Преображение кимоно: Искусство Итику Куботы» - это монографическая выставка, посвященная творчеству выдающегося японского художника-новатора Итику Куботы (1917-2003). Мастеру принадлежит заслуга возрождения древней утраченной декоративной техники Цудзигахана (букв, «цветы на пересечении дорог») и создания ее модификации - Итику Цудзигахана. Великолепные произведения Итику изменили существующие понятия об украшении кимоно и обеспечили ему славу экстраординарного художника и ремесленника, чьи работы будоражат разум и радуют глаз. Знания Куботы о японских и западных видах искусства, навыки работы с традиционными техниками декоративного оформления, его стремление применять современные ткани и способы росписи, а также его живое и современное видение традиционных техник дизайна находят отражение в серии роскошных кимоно, представленных в рамках данной выставки. Произведения Итику нельзя отнести исключительно к прикладной сфере создания одежды: напротив, они превращаются в уникальные творения высокого искусства. Поверхность одеяний служит холстом для творческого гения художника: отдельные кимоно - это уникальные работы с индивидуальным изысканным дизайном, другие являются ключевыми элементами единого бесконечного и магического ландшафта, словно простирающегося сквозь свет, время и пространство. Отдельные произведения Итику были созданы как церемониальные одеяния для исполнителей традиционного японского театрального представления Но, известного своими роскошными костюмами.
Выставка «Преображение кимоно: Искусство Итику Куботы» объединяет самую большую группу произведений художника, которые когда-либо были выставлены за пределами Японии. 80 кимоно, включенные в данную выставку, представляют ретроспективный обзор творчества художника, начиная от инновационных индивидуальных кимоно конца 1970-х годов и заканчивая сложными композиционно связанными пейзажами, создаваемыми мастером вплоть до его смерти в 2003 году. Его стремление выйти за рамки традиционного дизайна, необычное использование цвета и и ревностная преданность своему искусству и ремеслу принесли художнику международное признание. Благодаря Итику произошла трансформация восприятия кимоно, которое получило статус не просто прекрасного предмета одежды, произведения высокого выставочного искусства. Кимоно традиционно считаются самостоятельными объектами со своим уникальным рисунком, однако в серии «Симфония Света», которая является не только центральным элементом данной выставки, но и самой большой группой связанных изображений, когда-либо созданных Куботой, их дизайн плавно перетекает из одного кимоно в другое, выстраиваясь в четкую последовательность. В результате перед нами открывается панорама, которая, подобно японским картинам-свиткам, движется и меняется во времени и пространстве. Таким образом, несколько кимоно превращаются в единое произведение, где целое представляет собой нечто большее, чем простая сумма частей, и перед нашими глазами простираются новые и живописные виды. На всех кимоно неизменно присутствуют и продолжают цвести искусно интегрированные в общий дизайн нежные цветы Цудзигахана.
Серии «Гора Фудзи» и «Океаны» отражают благоговейный трепет Куботы перед природой, выраженный в двух истинно японских традиционных мотивах - изображениях тверди гор и водной стихии во всех их проявлениях. Кубота чтил традиции и следовал им в выборе концепции, но отошел от них в формальной интерпретации мотивов. Так, в серии «Гора Фудзи» он превратил кимоно из предмета одежды в шелковое полотно, на котором изобразил внутреннюю энергию и дух гор, скрытые от глаз за внешней оболочкой. Серия «Океаны» стала воплощением другой грани мастерства Куботы - в ней он изобразил бесконечные морские просторы в импрессионистском стиле, запечатлев морские волны в разное время дня и ночи. Эти спокойные и изысканные работы обладают непередаваемым эффектом мерцания благодаря способности Куботы передавать на ткани неуловимую природу света при помощи цвета и нити.
Выставка также включает группу самостоя¬тельных кимоно, представляющих собой эволюцию художественного мастерства Куботы на протяжении более тридцати лет, открывающих всю глубину созданной им техники Итику Цудзигахана. Кимоно, выполненные в стиле косодэ (с маленькими отверстиями для рук и более короткими рукавами), скорее всего предназначались для ношения и были более традиционны как по форме, так и по дизайну. Постепенно они эволюционировали до традиционных нарядов фурисодэ, широкие ниспадающие рукава которых стали неотъемлемой частью общего образа.
Всю жизнь Кубота искал способы сделать кимоно - неотъемлемый символ традиционной Японии - актуальным в условиях современного мира. «Моим стремлением является создание кимоно, обладающего душой, - сказал он однажды, - способного взывать к тем, кто его созерцает». Сегодня залогом этой актуальности является не столько утилитарное использование кимоно в качестве элемента одежды, сколько его возрождение как новой формы выставочного искусства. Мы убеждаемся в этом, рассматривая работы Куботы, созерцая грубую красоту заходящего солнца в кимоно «Сан» или ощущая морозное прикосновение зимы в произведениях серии «Симфония Света». Звучание кимоно Итику Куботы создает уникальный диалог со зрителем, позволяющий прикоснуться к душе произведений и почувствовать их красоту.
ИТИКУ КУБОТА. ЧЕЛОВЕК И ХУДОЖНИК
Изумительные произведения искусства, представленные на выставке «Преображение кимоно: Искусство Итику Куботы», отражают творческое видение и пыл одного человека - японского художника Итику Куботы (1917-2003). Итику начал обучаться ремеслу мастера юдзен в возрасте 14 лет; когда ему было 20, он впервые увидел фрагмент ткани, выполненный в технике Цудзигахана. Этот древний японский метод декорирования ткани зародился в XVI веке и совмещал в себе приемы многооттеночного крашения, окраски тушью, уточного узора из золотых нитей и стежки. Исчезнув из арсенала текстильщиков в начале XVII века, метод оказался полностью утраченным. Кубота был настолько захвачен элегантностью древнего стиля исполнения, открытого им в небольшом фрагменте ткани, что решил воссоздать Цудзигахану для современного мира, несмотря на то, что у него не было текстов или наставников, способных указать ему дорогу.
Вторая мировая война помешала его планам: Итику провел три суровых года в качестве военнопленного в Сибири - воспоминание, которое осталось с ним на всю жизнь. Тем не менее даже на пустынных равнинах Дальнего Востока Кубота открыл для себя впечатления, которые помогли ему преодолеть тяжесть бесконечных дней заключения. Созерцаемые им закаты навсегда остались в воспоминаниях художника и вдохновили его на создание ряда произведений, в том числе выдающегося кимоно «Сан. Обжигающее солнце» (см. переднюю сторону обложки и авантитул). Произведение отражает энергию палящего на закате солнца, которое купается в облаках и опускается на землю в светящейся оранжевой и золотой вуали, сдерживающей темноту. Этот яркий образ, однажды увиденный, навсегда останется в памяти зрителя.
«Пылающее Солнце. 1986. Многооттеночное крашение, рисунок тушью, сусальное золото, стежка, вышивка шелковыми и золотыми нитями на креп-шелке (чиримен). 214x128 см.»
По возвращении в Токио Кубота вновь занялся своим ремеслом и вернулся к окрашиванию в технике юдзен, однако его мысли постоянно возвращались к увиденному однажды фрагменту древней ткани. Вскоре он основал свою мастерскую и приступил к серьезному изучению техники Цудзигахана. После нескольких лет упорной работы и экспериментов Итику удалось открыть тайны давно забытого метода. При этом принципиальным решением мастера стал переход от реконструкции техники к ее модернизации, к созданию ее модификации, получившей название Итику Цудзигахана. Художник объединил свои навыки работы с красками юдзен с методами узорного и многооттеночного окрашивания и аккуратных рисунков тушью, присущими Цудзигахане, дав новому методу название в честь древнего фрагмента ткани, вдохновлявшего его на протяжении многих лет.
Первое кимоно в стиле Итику Цудзигахана было представлено на выставке в Токио в 1977 году и мгновенно стало сенсационным событием. Многочисленные выставки последовали одна за другой, в последующие годы Кубота обрел широчайшее признание не только в Японии, но также в Европе и Америке. Однако, его успех не прервал экспериментов и дальнейшего совершенствования его искусства. Кубота продолжил дорабатывать и развивать свою технику, используя современный креп-шелк (чиримен), иногда прошитый насквозь золотыми нитями для придания большего блеска и светоотражающих свойств ткани кимоно, а также широкий ассортимент современных блестящих красок, которые давали возможность создавать ошеломительные градации цвета. К 1981 году художник начал задумываться о поистине масштабном проекте: в дополнение к индивидуальным кимоно он замыслил создание протяженного многосоставного холста, на котором он мог бы рисовать панорамы природы, насыщенные светом и цветом. Это привело его к масштабному замыслу - серии «Симфония Света», состоящей из 80 кимоно, которые изображали, по его собственному определению, «великолепие Вселенной». Воплощению этой идеи художник посвятил большую часть своей жизни (подробнее о серии см. раздел «Симфония Света»). К 1995 году Итику завершил около 30 работ для «Симфонии Света», которые на протяжении последующих 15 лет побывали в ряде стран, включая Канаду, Европу, Соединенные Штаты, и во многих городах Японии. Некоторые из этих кимоно были задействованы в театре Но, традиционном и очень уважаемом виде японского искусства, а также в модных показах.
Несмотря на то, что Кубота не дожил до завершения своего грандиозного плана, он добился достижения другой цели. Одним из стремлений художника было основание музея, в который могли бы приходить люди, чтобы насладиться его работой в естественной обстановке, отражающей его любовь к природе и свету. В 1994 году он завершил строительство такого музея возле озера Кавагути, в одном из самых красивых мест в Японии с великолепным видом на Фудзияму Расположение музея оказалось идеальным для того, чтобы сделать мечту Куботы реальностью, так как гора часто служила сюжетом для его произведений. Музей, спроектированный самим Куботой, продолжает и сегодня демонстрировать его работы и приглашает посетителей побывать в нем и получить несравнимые ни с чем впечатления в том месте, где само освещение и цветовая гамма пейзажа отдают дань памяти художника.
ТЕХНИКА И МЕТОД РАБОТЫ ИТИКУ КУБОТЫ
Итику Кубота учитывал множество факторов при создании кимоно. Выбор техники был продиктован преимущественно конкретными задачами выразительности и типом изготавливаемого кимоно. Узор и цвет были лишь двумя из факторов, которые участвовали в процессе принятия решения. Кубота продолжал разви¬вать новые техники на протяжении всей своей жизни. Этапы и составляющие изготовления требовали такого терпения, мастерства и опыта, которых можно было достичь только годами упорного труда, а для изготовления одного кимоно Итику могло потребоваться до года работы. Детальное рассмотрение этапов этого процесса помогает понять, насколько напряженным был труд художника и как важна была тщательность исполнения произведений.
Создание эскиза
Отрез неокрашенного шелкового крепа раскраивается и временно сметывается в виде готового кимоно. Сначала древесным углем на шелке выполняется набросок рисунка, затем эскиз более детально прорисовывается чернилами аобана, получаемыми из цветка коммелины обыкновенной, смывающимися в процессе окрашивания. После этого кимоно распарывается, а рисунок доводится до самых краев ткани.
Стягивание и оборачивание
Когда эскиз завершен, большая часть изделия прошивается устойчивой к красителям виниловой нитью, которая затем плотно стягивается, создавая выпуклые участки. Эта техника узелкового батика со стежкой называется нуисиме сибори. Стянутые участки затем оборачиваются пластиковой пленкой и дополни¬тельно закрепляются виниловой нитью. Эти участки не прокрашиваются красителями и благодаря плотному оборачиванию пленкой остаются в процессе крашения белыми; они называются закрытыми участками.
Основное окрашивание и роспись кистью
Ткань снова сшивается в одну длинную полосу и погружается в емкость с красителем для основного окрашивания. Сначала Кубота использовал натуральные красители, но затем перешел на синтетические. Несмотря на то что эти красители при нагревании иногда отслаиваются или идут пятнами, после нескольких лет экспериментов Кубота научился успешно применять этот эффект в своей работе, иногда используя тонкие переходы цвета, придававшие композиции богатство и глубину.
Затем участки, защищенные от первого окрашивания, разворачиваются, и на них вновь выполняется процедура окрашивания для получения рисунка меньшего размера. Эти участки раскрашиваются кистью, иногда по многу раз, чтобы обеспечить лучшее проникновение красителя. Широкий опыт Куботы как мастера красильного ремесла юдзен снабдил его обширными знаниями в области рисования кистью на ткани и тщательной проработки деталей.
Обработка паром и промывка
Ткань подвергается воздействию пара для лучшей фиксации красителя. Как правило, это происходит при температуре 82 °С в течение 40-90 минут. Процесс может повторяться до десяти раз, чтобы обеспечить надлежащее проникновение красителя в волокна шелка. Между последовательными окрашиваниями в емкостях с красителем ткань промывают, чтобы удалить избыток краски, так как шелк может впитать только определенное количество красителя за один прием.
Снятие нити и сушка
Стягивающие нити осторожно удаляют, и ткань закрепляется на бамбуковых держателях для сушки в натянутом виде. После высыхания весь фрагмент ткани может быть вновь прошит. Процессы крашения, обработки паром, промывки, сушки и удаления стежков, в их различных комбинациях, могут неоднократно повторяться для достижения желаемого эффекта.
Роспись кистью и придание текстуры
Пока ткань закреплена на бамбуковых держате¬лях, на непрокрашенных участках кистью и красками суми может быть выполнена дополнительная роспись и затенение. Ткань может быть снова обработана для лучшего выявления текстуры, созданной техникой узелкового батика и оборачивания.
Отделка и обработка
После окончательного удаления стягивающих нитей (этот процесс требует большой осторожности) ткань слегка разглаживается паровым утюгом для выравнивания некоторых участков и краев фрагмента. Декор кимоно может быть дополнительно усилен применением рисунка тушью и вышивки, золотой фольгой или серебряными нитями. Наконец, ткань готова к тому, чтобы стать кимоно.
«Симфония Света»
«Симфония Света» является одним из самых значительных творений Итику Куботы. Эта серия отражает его восхищение природой, а также передает вдохновение, полученное от созерцания нескончаемой игры меняющегося света.
Верхняя часть кимоно. «Меланхолия поздней осени. 1987. Многооттеночное крашение и рисунок тушью на креп-шелке (чиримен) с уточным узором из золотых нитей. 198x139 см.»
Замысел «Симфонии Света», в двух ее частях - «Четыре времени года» и «Вселенная», - состоял в том, чтобы выразить уникальное видение картины мира художника. Первые пять работ для этой серии Итику создал в 1981 году, планируя в конечном итоге грандиозную панораму из 80 работ. До своей смерти в 2003 году мастер успел завершить лишь 29 уникальных кимоно из цикла «Четыре времени года», изображающих осень и зиму, и пять - из цикла «Вселенная».
После этого еще две работы из цикла «Вселенная» на основе эскизов Куботы были завершены в его мастерской. В общей сложности «Симфония Света» включает 36 кимоно, которые полностью представлены на нынешней выставке.
«Водоворот. 1986. Многооттеночное крашение, рисунок тушью, вышивка и стежка на креп-шелке (чиримен) с уточным узором из серебряных нитей. 198x139 см.»
Осень и зима являются частью композиционно взаимосвязанного пейзажа, который переходит с одного кимоно на другое. На расстоянии композиция смотрится как единое целое: красновато-коричневые листья, переливающиеся в свете заходящего осеннего солнца, постепенно уступают место аскетическому ландшафту, где земля повсюду покрыта снегом и погружена в зимнюю тишину.
Фрагмент. «Снег поздней зимой. 1990. Многооттеночное крашение и рисунок тушью на креп-шелке (чиримен) с уточным узором из серебряных нитей. 198x139 см.»
«Зима еще не утратила силы, а снег все еще продолжает окутывать окружающий ландшафт, скрывая под собой деревья, которые молча ждут прихода весны».
Кимоно цикла «Вселенная» светятся светом и цветом, воплощая симфоническое звучание пылающих вершин горы Фудзи и творческих энергий самого Куботы. Повсюду в декоре использованы, хотя и довольно сдержанно, цветы Цудзигахана. Тонко прорисованные Куботой, они отражают его связь с традицией, но при этом демонстрируют эволюцию техники, позволяющую им органично вписаться в контекст современности.
Несмотря на то что Кубота не достиг своей конечной цели - создания всех 80 кимоно, задуманных в рамках его шедевра, - оставленные им после себя работы являются блестящим выражением его уникального творческого гения, превратившего декор кимоно в настоящее искусство. Однажды мастер заметил, что невозможно передать точный ход великого замысла природы; однако в своих грандиозных и выразительных сочетаниях цвета, света и экспрессии он был действительно близок к достижению невозможного.
Фрагмент. «Серебряная чистота. 1989. Многооттеночное крашение, рисунок тушью и стежка на креп-шелке (чиримен) с уточным узором из серебряных нитей. 198x139 см.
Сквозь снежную бурю видны лишь едва заметные силуэты обнаженных деревьев; в пейзаже преобладает кристально белый цвет. Крашение и дополнительное уточное переплетение придают особую текстуру и тон почти невидимому ландшафту.
На фоне заснеженных далей легко просматривается красная печать художника, ставшая отличительным авторским признаком его работ».
Океаны
Эта небольшая серия кимоно известна под названием «Океаны». Считается, что Кубота планировал создание пяти кимоно в качестве фрагмента своего великого замысла - серии «Симфония Света», однако мастер не оставил конкретных указаний о том, какое место они должны занимать в общей композиции. Тем не менее данная группа представляет собой потрясающую серию мистических морских пейзажей, в которых размыта грань между океаном и небом, а острова как будто дрейфуют в водах, больше напоминая миражи, нежели реальность.
Серия «Океаны». «Многооттеночное крашение, рисунки тушью и стежка на креп-шелке (чиримен) с серебряным и уточным узором из золотых и серебряных нитей».
«Перекрестные океанские волны». 2002.;
«В лучах заходящего Солнца». 2002.
«Бурные потоки в морском течении». 2002;
«Оживление, скрытое в тишине». 2002;
«Бесконечный океан». 2002
Только в одном кимоно - «Геки/Бурные потоки в морском течении» - суша как будто бы обладает твердью посреди безбрежных вод. Эти работы преимущественно носят медитативный характер, представляя сферу тишины и покоя, хотя иногда ощущается неявное присутствие более напряженных природных сил.
Фрагмент. «Бурные потоки в морском течении. 2002».
Декор, примененный для серии «Океаны», удивительно последователен в использовании общего отличительного мотива, основанного на переплетающемся многоуровневом узоре из ромбов и известного как мацукавабиси, или «ромбы «сосновая кора». Он был очень популярен в XVI веке, когда техника Цудзигахана достигла пика своего развития. Узор включали в декор кимоно различными способами, хотя, в отличие от данных работ, он редко использовался в качестве основного мотива. Кубота применяет основной зигзагообразный или ромбовидный узор мацукавабиси для соз¬дания на поверхности ткани четких диагоналей, доминирующих в отделке, благодаря чему создается необыкновенное впечатление, будто декор кимоно передает движение океанских приливов и отливов. Тонкие переходы цвета во многом способствуют передаче постоянно меняющегося облика воды, отражающей или поглощающей мерцающий свет солнечным днем или бархатную темноту безлунной ночью.
В творчестве Куботы понятия «море» и «океаны» были почти синонимами. В этой серии их воды обширны и бескрайни, и суша не ограничивает их течение. По сравнению со многими другими композициями художника, очерчивающими границы изображаемых вод, в настоящей серии первостепенное значение имеет ощущение свободы.
«Бесконечный океан. Фрагмент. 2002».
Гора Фудзи
Горы занимают особое место в японской религии и культуре, но ни одна из них не может сравниться в этом отношении с Фудзиямой - самой высокой горой Японии (3776 метров), религиозным и культурным символом страны. Будучи одной из трех священных гор Японии, на протяжении многих веков она является наиболее почитаемым местом паломничества для сотен тысяч людей. Фудзи заключает в себе действующий вулкан, который последний раз извергался в 1707 году. Гора величественно возвышается над окружающим ландшафтом, а ее удивительно симметричный и часто покрытый снегом силуэт виден за много километров в ясную погоду. Ее красота и изящество форм завораживают; неудивительно, что на протяжении веков Фудзи является источником вдохновения для художников и поэтов.
Фрагмент. «Мягкий, прохладный рассвет. 1989. Многооттеночное крашение, рисунок тушью, стежка и вышивка золотыми нитями на креп-шелке (чиримен).
…Легкое облако утреннего тумана медленно поднимается с верхушек деревьев у подножия горы».
Итику Кубота, как и многие другие художники, был очарован магией Фудзиямы. По его словам, Фудзи - это священный символ, удивительным образом преображающийся при каждом новом взгляде на нее. Это убеждение, несомненно, повлияло на решение Куботы создать собственный музей в месте, дающем возможность ежедневного созерцания горы - иногда отражающейся в озере, на берегу которого был построен музей, иногда возвышающейся во всем своем великолепии в безоблачный солнечный день, а иногда едва различимой, окутанной таинственной завесой облаков.
Фрагмент. «Фудзи в сиянии заката. 1993. Многооттеночное крашение, рисунок тушью и стежка на креп-шелке (чиримен) с уточным узором из золотых нитей.
…Изображения цветов в стиле Цудзигахана, ниспадающих с горы, также окутано облаками».
Серия из одиннадцати кимоно была задумана Итику как единое целое, однако при этом каждое кимоно само по себе обладает концептуальной завершенностью. Серия стала результатом увлечения художника эстетикой Фудзи и его стремления передать красоту природы таким образом, как это не делал никто до него. Возможно, на решение Куботы показать гору в различных состояниях, в разное время суток и в разные времена года также повлияли работы французских импрессионистов, в частности, Клода Моне. При этом каждая работа демонстрирует уникальный стиль мастера, где первостепенное значение имеет ощущение природы и игра света и формы.
Фрагмент. «В золотистом свечении/Осенний вид на гору Фудзи. 1992.
Золотой силуэт горы Фудзи… возвышается на фоне густого тумана и изысканно подчеркивает величие горы».
Индивидуальные кимоно
Итику Кубота на протяжении многих лет совершенствовал приемы работы над техникой Цудзигахана. Со временем он разработал ее собственную интерпретацию, которую впоследствии назвал Итику Цудзигахана. Отдельные кимоно, созданные мастером, предназначались для ношения знатоками и ценителями его искусства, иные использовались в сценических постановках Но и Кабуки. Кубота был тесно связан с театром с 1940 года - как профессиональными, так и личными интересами.
Фрагмент. «Мандаринки весной. 1996. Многооттеночное крашение, рисунок тушью на креп-шелке (чиримен).
Шахматный рисунок, используемый в этом кимоно, характерен для костюмов театра Но».
В каждую клетку вписаны цветы или птицы.
Впоследствии он разработал специальные костюмы для театров Кабуки и Синпа («новая школа»), иногда создавая костюмы для определенного танца или постановки. В основанном Куботой музее была возведена сцена театра Но, где были показаны многие спектакли, в которых произведения художника использовались в качестве артистических костюмов.
Многие кимоно, ставшие впоследствии важными вехами в эволюции творчества Куботы, автор предпочитал хранить в собственной коллекции. К ним относятся 28 кимоно, представленных в данном разделе выставки (три из них включены в каталог), которые знакомят зрителей с высочайшим художественным мастерством Куботы в использовании многообразных мотивов и узоров, а также с эволюцией творчества мастера в период с 1976 года до его смерти в 2003 году. Внимание Итику было по-прежнему сосредоточено на природе, свете и форме, однако при этом он достиг поразительного разнообразия в декорировании, которое мы можем видеть в его работах.
Фрагмент. «О чем размышляют горные духи? 1984. Многооттеночное крашение, рисунок тушью, стежка и вышивка на креп-шелке (чиримен)» /жаккард?/
Кимоно отображают крепнущую уверенность Куботы в собственной интерпретации Цудзигаханы, начиная с ранних работ в традиционной технике мацугавабиси (мотива «сосновой коры»), таких как «Киккумацугава/Узор сосновой коры» (1978), и заканчивая кимоно «Касанэниторин» (2000), созданного в излюбленной Куботой технике Итику Цу дзигахана. В «Касанэниторин/Ленты сверкающих цветов» изысканные цвета концентрических полос, изображающих солнце, украшены тонким рисунком с изображением цветов. Мы видим удивительную эволюцию, произошедшую в подходе Итику к обработке ткани. Спокойствие и гладкость, характерные для поверхностей ранних работ, постепенно уступают место усилению эффектов техники многооттеночного крашения и создают все большее чувство многомерности рисунков. («Преображение кимоно. Искусство Итику Куботы». Текст Жаклин Маркс Аткинс. Международный фонд Шодиева. Москва, 2014).