В Государственном Дарвиновском музее с 21 марта по 3 июня проходит выставка «Один мир - разный взгляд», посвященная династии художников:100-летию со дня рождения Вадима Вадимовича Трофимова (1912-1981), заслуженного российского художника-анималиста, и 75-летию со дня рождения его дочери - Ирины Вадимовны Трофимовой (1937), заслуженного художника РФ в области декоративно-прикладного искусства.
На афише представлен батик «Красные слоны Цаво», созданный Ириной Трофимовой в 1970-е годы по эскизу отца в технике горячего батика.
О выставке на сайте музея.Экспозицию открывают директор музея Анна Иосифовна Клюкина, Ирина Вадимовна Трофимова, Николай Николаевич Дроздов, легендарный ведущий программы «В мире животных».
Выступление Ирины Трофимовой -
видео здесь Выступление Николая Дроздова -
видео здесь(вначале не очень разборчиво, потом лучше)
Вадим Трофимов с дочерью
Открытка с фронта (увеличенная до гигантских размеров).
«Когда я вспоминаю своего отца, художника Вадима Вадимовича Трофимова, у меня в памяти оживает удивительно веселый, остроумный и легкий в общении человек, с которым всегда было интересно. Замечательный рассказчик, он всегда был в центре внимания. Я всегда любила слушать, как он рассказывал, но еще больше любила вместе с ним придумывать. Так, наперебой предлагая один за другим варианты той или иной работы, мы помогали друг другу обрести себя. Он мгновенно загорался новыми идеями. Так, увидев, как я делаю панно в технике горячего батика, он тут же захотел попробовать. И он сделал две большие работы -"Прайд" и "Красные слоны", последняя - собственность Дарвиновского музея.
Обаятельный, элегантный, красивый, он всегда находил общий язык со всеми, с кем ему приходилось сталкиваться. Я думаю, что не только бесспорный талант и энергия, но и сила его обаяния помогли ему создать секцию художников-анималистов МОСХа, председателем которой он был до самой смерти. Очень доброжелательный к людям, он охотно помогал многим молодым художникам овладеть мастерством, заражая их своей увлеченностью…
Какое было счастье ходить вместе с ним в зоопарк и на ипподром, посещать выставки! Как он знал животных! По-моему, он мог с закрытыми глазами нарисовать любого зверя в любом ракурсе. Приведу пример именно такого знания. Как-то отец вместе с другими нашими художниками был в Африке, где их однажды повезли взглянуть на диких львов в естественных условиях обитания. Несмотря на очень жаркий день, все отправились посмотреть на львов поближе. Отец остался в машине и, не выходя из нее, мгновенно по памяти зарисовал львицу в характерной позе. Показав этот рисунок вернувшимся художникам, он спросил: "Так?" Художники только руками развели, поражаясь необычайно точному воспроизведению грациозного животного.
Отец не только блестяще знал, но и очень любил зверей. Они отвечали ему тем же. На всех его работах, даже самые свирепые и жестокие животные кажутся добрыми, а некоторые так просто «улыбаются».
Мне очень грустно, что отца уже нет. Но когда я снова и снова смотрю на его работы, меня не покидает уверенность в том, что добро, которое заложено в них его трудом никогда не покинет их, потому что добро и искусство вечны!» (Ирина Трофимова)
Первыми на выставке встречают посетителей гипсовые фигуры животных и серия батиков, посвященная «Маугли».
И. Трофимова. «Мы с тобой одной крови». Горячий батик. 220х100смх5. 2010
Фрагмент
В. В. Трофимов. Графика
Чайки на берегу Белого моря. 1950-е гг. Цв. автолитография. 32,5х63 см.
Львята. 1934. Бумага, цв. автолитография. 33х40 см.
«С самого раннего детства я помню отца всегда рисующим, или придумывающим что-то с карандашом в руках. Недаром последняя его блестящая творческая находка вылилась в настоящее открытие - это скульптура по металлическим выкройкам, ставшая впоследствии перспективным направлением в анималистической скульптуре. Как-то вечером за чаем отец, разгибая и сгибая фантик от конфеты, придумал, как из сложенного листа бумаги сделать маски льва, барана, кабана и других животных. Впоследствии лист бумаги стал листом меди, латуни, железа, а ножницы заменила серьезная техника. А затем появились удивительные по художественной выразительности металлические скульптуры марабу, павиана, носорога, северного оленя, журавлей и других. До него никто из скульпторов ничего подобного не делал».
Маска барана. Кованая медь. 1970-е гг.
Як. Металл. 1970-е гг.
Бегущие олени. Сквозной рельеф, металл
И. В. Трофимова. Песнь джунглей. Триптих. Горячий батик. 220х100см. 2008
(Это не ширма, а способ демонстрации триптиха музеем)
И. В. Трофимова. Утро. Вечер. Горячий батик. 175х90 см. 2003
Символы восточного календаря. Горячий батик.
Чантинг - инструмент из Шри-Ланки для нанесения воска в технике батика
Поздравляем Ирину Вадимовну Трофимову и с третьим юбилеем - 50-летием творческой деятельности!