«Дракон и феникс в искусстве и культуре Востока»

Jan 30, 2012 17:58


Выставка открыта в Государственном музее Востока с 28 января по 18 марта 2012 г.  
Она приурочена к 2012 году, символом которого согласно восточному, лунно-солнечному календарю является сине-черный водяной Дракон.
Сайт музея.


На афише: Поднос. Китай, правление Гуансюй (1875-1908). Медь, перегородчатая эмаль, золочение

Сегодня в залах музея легко представить впечатления человека, попавшего в императорский дворец...
Парадная вышитая одежда сияет золотыми и разноцветными шелковыми нитями. Фарфор поражает белизной и изящно прорисованными сценами с участием главных героев выставки. Умопомрачительны извивы деревянных и металлических изделий. Ксилография и живопись на шелке, эмаль и литье, чеканка и гравировка, слоновая кость и ворсовые ковры…Кажется, нет такого вида искусства, которое не использовало бы эти традиционные образы. Но, несмотря на сложившиеся канонические сюжеты, детали изображений бесконечно разнообразны.
Центральный зал экспозиции.
В середине: Купон халата лунпао императора Гуансюя. Китай, кон. XIX в. Шелк, вышивка шелком и золотными нитями
Курильница. Китай, 1875-1908 гг. Металл, литье, перегородчатая эмаль, золочение
Кресла. Китай, XIX в. Дерево, резьба


Из аннотаций: «Дракон (кит. лун), наделенный разнообразными чертами, свойствами и функциями, занимал и занимает важное место в мифологии народов Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии. Другое мифологическое существо, столь же любимое и популярное на Востоке, - феникс (кит. фэнхуан). Если дракон воплощал могущество и силу, символизировал императорскую власть, то феникс покровительствовал императрице. Изображенные вместе дракон и феникс ассоциировались с женихом и невестой и наглядно представляли союз двух начал, взаимодействие которых лежит в основе круговорота всех явлений природы… Пара дракон и феникс олицетворяла мировую гармонию, взаимодействие двух начал инь и ян - светлого и темного, мужского и женского».

Купон халата


«Император включался в космологическую систему при помощи официального парадного костюма, одним из видов которого был халат лунпао. Облаченная в него фигура императора представляла собой Ось мира, связующую Небо и Землю. Идея центра подчеркивалась цветом одеяния: только император мог иметь желтый халат. Подол халата был украшен символическим изображением глубин моря лишуй и волн пиншуй, в которых плавали драгоценности, символизирующие благие пожелания. В центре и по бокам подола поднимались трехглавые горы бошань, подчеркивающие ориентацию по сторонам света. Основным элементом декора халатов этой формы были пятикоготные драконы. Они располагались следующим образом: на груди, на спине и плечах по одному дракону, изображенному анфас, на подоле спереди и сзади - по два обращенных друг к другу дракона в профиль. Именно такой лунпао формы цзифу (праздничная одежда), имеется в коллекции Музея Востока. Он был предназначен императору Гуансюю (правил 1875-1908 гг.)».

Женский халат лунпао императрицы Цы Си. Китай, 1860-е гг. Шелк, ткачество, вышивка шелковыми и золотными нитями


«Женские официальные халаты отличались от мужских не очень заметными деталями кроя. Так, халат, принадлежавший вдовствующей императрице Цы Си (фактически правила в 1861 - 1908 гг.), имеет по введенной ею моде широкие рукава с большими манжетами».

Фрагмент


Слева: Женский халат лунпао. 162х142 см. Китай, кон. XIX в. Шелк, вышивка
В центре: Женская безрукавка сяпэй жены китайского чиновника VIII ранга. Китай, втор. пол. XIX в. Шелк, вышивка
Справа: халат лунпао князя первой или второй степени. Китай, третья четверть XIX в. Шелк, вышивка шелком, ткачество
Наверху: Ткань «Летящие фениксы». Китай, XVIII в. Шелк, ткачество «кэсы»
(техника «с просветами»)
Внизу в центре: два круглых Туаньлуна князя 1-й или 2-й степени. Китай, нач. XIX в. Шелк, вышивка


«Праздничный неофициальный наряд китаянки состоял из кофты с юбкой, поверх которых надевалась кофта сяпэй, богато украшенная вышивкой и имевшая бахрому по подолу. Мужчины поверх халата цзифу могли надевать однотонную кофту, на которую нашивались знаки различия, точно обозначавшие ранг носителя. Два круглых медальона с изображением драконов (туаньлун), хранящиеся в музее, являются знаками отличия князей».

Женский халат лунпао. 162х142 см. Китай, кон. XIX в. Шелк, вышивка


Женская безрукавка сяпэй жены китайского чиновника VIII ранга. Китай, втор. пол. XIX в. Шелк, вышивка


Фрагмент


Ткань с драконом и фениксом. Китай, XVII-XVIII вв. Шелк, ткачество «кэсы»


Ширма четырехстворчатая «Дракон в волнах». Япония, кон. XIX в. Дерево, ткань, вышивка, стекло, металл.  Галерея «Юген»


«Мифы о японских драконах объединяют местные легенды с историями о драконах из Китая, Кореи и Индии. Иконографический стиль японского дракона сложился под сильным влиянием китайского. Как и другие азиатские драконы, большинство японских - это божества водные, которые ассоциируются с выпадением осадков и водной стихией - морем, рекой, озером, колодцем. Символика образов и типы иконографии практически полностью совпадают с китайскими. Типичный облик японского дракона - это крупное, бескрылое и змеевидное существо с когтями на лапах, причем пальцев и когтей на каждой лапе - по три».

Большими круглыми глазами драконы здесь смотрят со всех сторон.
Фрагмент


Декоративное панно «Даосские мудрецы». Япония, кон. XIX в. Ткань, шелковая и золотная нить, вышивка, аппликация, рельефная подбивка


«Китайские мудрецы, алхимики-даосы, посвятившие свою жизнь изготовлению эликсира бессмертия, часто изображались верхом на животных, фантастических или реальных. В нашем случае они изображены на тигре, драконе, журавле и жабе. В период Мэйдзи (1868-1912) японские мастера нередко обращались к китайским сюжетам, отдавая дань китайской традиции, легшей в основу различных видов художественного творчества в Японии».

Фрагменты








Неизвестный художник. «Высокое собрание бессмертных небожителей». Фрагмент. Китай, XIX в. Шелк, минеральные краски


«Бессмертные собрались на пир к живущей на далеком западе богине Си-ван-му, хозяйке чудесного сада из персиковых деревьев, плоды которых даруют необычайное долголетие. Картина являет яркий пример религиозного синкретизма: на пир к богине Запада явились и даосские, и буддийские персонажи, и герои поздних народных верований. Некоторые гости прибыли на реальных и фантастических животных: тигре, единороге и т. д. В частности, над группой буддийских персонажей парит на драконе один из восемнадцати архатов (прямых учеников Будды), известный в китайском буддизме как Сян лун лохань, то есть Архат, покоривший дракона».

Ковер. Северная Индия, кон. XVIII в. Шерсть, хлопок, ворсовое ткачество


Фрагмент


Ковер с изображением феникса и стаи птиц. Фрагмент. Восточный Туркестан (Синьцзян), сер. XX в. х/б основа, шелк, ворсовое ткачество


Ширмы, вазы, столик, шкатулки. Вьетнам, 1980-е гг. Дерево, лак, инкрустация перламутром


Фрагмент вазы


Фрагмент ширмы с изображением сцен досуга


Япония, дракон, шелк, выставки, exhibition, ткани, japan, символика, феникс, дпи, ковры, китайский костюм, Китай, china, вышивка

Previous post Next post
Up