«Незабытые традиции» - 2011

Dec 27, 2011 11:22


IV Международный фестиваль декоративного искусства «Незабытые традиции» проходит в галерее «Беляево» с 22 декабря 2011 года по 5 февраля 2012 года.
Тема фестиваля  этого года - «Знаки родной земли».
На выставке конкурсные работы художников соседствуют с этнографическими материалами, прибывшими на выставку из разных стран и регионов России



Подробнее о задачах и особенностях  фестиваля читайте на сайте галереи.
О прошлых фестивалях см. в блоге:
2010 год
2009 год 

На фестивале в Беляево всегда много настоящего:
Например, настоящие африканцы с ритуальными барабанами…


которые обязательно зазвучат в свое время - на торжественной церемонии открытия фестиваля


Настоящие молы индейцев племени куна, живущих на Карибских островах Сан Блас близ Панамы. Они тщательно сохраняют свою древнюю культуру. Молы - это женские блузы с прорезной многослойной аппликацией. Сегодня так называют и сами цветные вставки в одежду


Лоскуты вшиваются в несколько слоев почти незаметными стежками. Чем больше слоев и мельче стежки, тем ценнее мола. Каждая вставка имеет уникальный символический рисунок.


Настоящие традиционные индонезийские скульптуры из дерева, малый гонг,  марионетка театра ваянг, батик.
Экспонаты предоставлены посольством Индонезии




Далее на стене:  Военкова М. Лабиринт. Горячий, узелковый батик. 200х150 см. УдГУ. Удмуртия, Ижевск
Бугаец А. Красно-солнышко донского края. Гобелен. 80х60 см. ИАИЮФУ. Ростов-на-Дону
(А в левом верхнем углу - те самые фонарики, которые на выставках «портят» экспонаты и фотографии).

Настоящее японское кимоно (сер. ХХ в.?) с фамильными гербами - монами. Строгое темное кимоно-томесодэ надевают замужние женщины во время церемоний. Чем старше его обладательница, тем ниже находится рисунок. Изображенные аисты, сосновые ветви, пионы, хризантемы, цветы сливы, сакуры несут благие пожелания.
(Кстати, чертежи и описания, как сшить и расписать подобное кимоно есть в моей книге «Батик. Горячий. Холодный. Узелковый». 2008)


Фантазия японского художника Инада Ацуси  (Inada Atsushi) кажется безграничной. (Может быть из того же источника и чудеса японской техники?)


Он привез в Москву не только свои удивительные куклы, но и друзей (слева переводчица)




Выставка - щедрая россыпь талантов, тем, необычных композиционных и цветовых решений и техник. Представлены многие виды ремесел и искусств.
Ряд работ был отобран для выставки на прошедшем недавно триеннале гобелена в Царицыно.
Так, нас снова встречает золотое одеяние Елены Ткаченко, и она сама в сияющей шали в той же авторской технике.
Слева: Кучменко И. Состояние. Мозаика, дерево, смальта, металл, позолота. Москва 
 

Отправимся, как обычно, смотреть батики и гобелены.

Ложкина О. Песнь предков. Роспись. 145х60 см. УдГУ. Удмуртия, Ижевск.
Первобытные рисунки лосей и охотников, перешли со скал на тонкую ткань, чтобы их могли увидеть и в дальних краях. Рисунки и символы множатся и множатся, превращая каменистые берега на ткани в смесь древних знаков разных эпох. Письмена выходят на поверхность земли, толпятся, как будто говорят: «Вот мы! Мы живы, мы с вами, не забывайте нас, ведь мы - голос ваших предков, самая первая книга, написанная человечеством!»
Нижний остров поднимается, оживает и вырастает до неба одна из мифических небесных лосих - владычиц мира, а от нее уже отделяется вторая…


Когда-то символы были полны значения. К концу XIX века они всё больше превращались в «просто узор», в декоративные мотивы. В ХХ веке казалось, что уже ничто не может спасти умирающую символику орнамента. Но в конце прошлого века начался активный процесс возврата к истокам по всему миру. Интерес к самым древним пластам истории человечества породил не только моду на «первобытное», но и возродил хотя и не утилитарно-религиозное, но осознанное использование символов.
Особенно интересно наблюдать, как традиционная символика оживает в творчестве современных художников не формальной цитатой, набором известных знаков, а органично. Когда символ обретает новые очертания, как бы рождается заново, преломляясь с сегодняшним пониманием жизни.

Лавринович Н. Мироздание. Узелковый батик, лоскутное шитье. 126х146 см. УдГУ. Удмуртия, Ижевск


Бугаец А. Дети света. Ткачество, авторская техника. 180х250 см. ИАИЮФУ. Ростов-на-Дону


Фрагмент в профиль


Дабаева А. Гармония. Белые юрты. Фрагменты. Валяние. Кыргызстан, Каракол
Солнышко вот-вот выйдет из-за туч, и в его лучах засверкают белоснежные юрты -  символ счастья, благополучия, чистоты и благородства


Лисовская Н. Гобелены. В центре: Солнечный год (174х166 см), слева от него: Пасхальный. Беларусь, Витебск


Данилова И. Хранители предков. Гобелен. Шерсть. 100х55 см. МГУ им. Н. Огарева. Мордовия, Саранск 


В праздничном дефиле в номинации «Авторский костюм» участвовало 11 дизайнеров.
Васильева А. Коллекция «Rock and Barocco» (Кожа).
Фоном служит батик-гобелен Климовой П. «Stet Trivio» («Стоять на распутье трех дорог»?). 280х230 см. Ростов-на-Дону.


Больше фотографий (но, конечно, это лишь часть экспозиции), в том числе работы остальных модельеров, см. в альбоме.
Фестиваль - праздник тех, у кого золотые руки и щедрая душа, и тех, кто умеет это ценить.
А вот те, кто ежегодно организует уникальный фестиваль во главе с директором галереи Мариной Сергеевной Бушуевой (слева)


Во время работы фестиваля пройдет много мероприятий: мастер-классы, творческие встречи с художниками, семинары, концерты, этно-шоу. Программу смотрите здесь.
Новогодний подарок моим читателям: приглашаю всех желающих (тех, кто может добраться) на встречу с Индонезией (а так же со мной и фотографиями нашего главного индонезиста  m_tsyganov) 15 января в 14 час. Тема: «Единство в многообразии. Декоративное искусство и ремесла Индонезии».

текстиль, выставки, exhibition, мода, войлок, гобелен, символика, дпи, роспись, батик, кимоно, куклы, костюм

Previous post Next post
Up