Жан Люрса в Москве. Jean Lurcat à Moscou. Часть/Partie 1. Его называли «искателем радости»

Nov 26, 2010 11:25

Уходящий Год Франции в России подарил нам встречу с творчеством уникального художника Жана Люрса (1892-1966). Выставка, представленная Академией изящных искусств Франции, при содействии Российской академии художеств знакомит со многими гранями творчества прославленного мастера, начиная с 1920-х годов. Выставку сопровождает фильм Патрика Казаля «Солнечный сон». Четырнадцать гобеленов, десять живописных работ, керамика и раритетные издания книг, которые были написаны или иллюстрированы художником, фотопортреты составляют коллекцию, переданную в 2001 году женой художника Симоной Люрса в дар французской Академии.

Выставка открыта с 20 ноября по 12 декабря 2010 г. в залах Галереи искусств по адресу: ул. Пречистенка, д. 19.

P.S. В рассказе использованы фрагменты из статьи о выставке для журнала «Деко», моей книги «Гобелен за десять вечеров» и из будущей книги. Фото произведений Люрса с выставки дополняю фотографиями его времени.



Выставку открывает Зураб Церетели. Затем слово было предоставлено жене посла Франции в России.


Фрагмент речи Церетели.
Говорит художник, член Академии изящных искусств Ив Омер Фернан Милькам (рядом переводчица):


Он рассказал о своей встрече с Жаном Люрса в его замке Тур-Сен-Лоран и о сотрудничестве с ним (фрагмент):
Организаторы выставки от французской Академии


Область искусства, ставшую делом жизни Жана Люрса, он нашел не сразу. Живописец и график, он занимался также керамикой и мозаикой, создавал декорации и эскизы сценических костюмов, иллюстрировал книги, писал стихи и поэмы. В 1920-е годы он много путешествовал по странам Ближнего Востока, Африки, Греции. В 30-е годы выставки уже известного художника прошли во многих странах, в том числе в Москве.

В экспозиции представлены полотна 1926-1962 годов.
Человек из Гмара. 1926. Холст, масло. 117х72 см


Греческий пейзаж, или статуя в руинах. 1927. Холст, масло. 90х117 см


Греческий моряк. 1926. Холст, масло. 155х75 см


Женщина с красной вуалью. 1928. Холст, масло. 130х82 см


«Помню, это было где-то в 1928 году. Вдруг я сильно усомнился в необходимости рисования. К слову сказать, в то время живопись процветала. Меня охватили угрызения совести. Я говорил себе: в чем же польза рисования и живописи? Так ли это необходимо… Кому нужна моя живопись?» (Из фильма «Солнечный сон»).

Трафальгар.1930. Холст, масло.114х146 см


Почерк художника, собственный, декоративный стиль ощущается во всех его произведениях. Пейзажи и портреты Люрса всегда необычны, стилизованы и темпераментны. Глядя на живопись 1920-х годов, становится ясно, что дальнейший путь Люрса уже тогда был предопределен его стремлением к орнаментальности, масштабу, приемам сценических декораций.

Большая марина. 1931. Холст, масло. 80х161 см


«Если я верю в живопись, искусство, это значит, что я вижу в этом занятии одну из движущих сил, которая развивает лучшие человеческие качества» (Жан Люрса).

Водуазские рыбаки: сон. 1934. Гуашь, бумага. 40х57 см


Греческий пейзаж. 1939. Гуашь, бумага. 36х65 см


В витринах - уникальные издания прошлых лет.

«Диковинный бестиарий». Стихотворения Патриции де ла Тур дю Пан по мотивам гуашей Жана Люрса. 1951




«Домен». Стихотворения Жана Люрса с иллюстрациями автора. Париж, 1957


«Сова» - там же


«Почему я должна быть жестокой вестницей судьбы?

Я - не колдунья, я - сама нежность!

Взгляните, мой цвет легок, как пробковая кора.

Моя песнь любви заставит отступить ночь,

Мой лик соткан из лунного света, нежности и воды;

Нос мой с горбинкой, но я так ласкова».

«Лягушка и вол». Из книги «Двадцать басен Лафонтена», иллюстрированные литографиями и орнаментом Жана Люрса. Лозанна, 1950. 250 экз.


В изломанности линий рисунка на больших фаянсовых круглых и овальных блюдах, их неровных краях, нарочитой не изящности, как будто возврат к первозданности, к опытам первых художников.

Блюда. Фаянс. Ок. 1951


Люрса расписывает блюда






Солнце и лист




Несомненно, что именно в искусстве гобелена Жан Люрса выразил себя наиболее полно. И это можно понять. Гобелен дает возможность создавать монументальные произведения, и при этом его легко транспортировать, а теплота и «вещественность» ковров близки человеку. Насколько велико было тяготение художника к материальности уже в 20-е годы видно в том, как он кладет живописные мазки на холст.

Греческий пейзаж, или статуя в руинах. Фрагмент. 1927


Но о гобеленах Жана Люрса поговорим во второй и третьей части.

выставки, lurcat, exhibition, гобелен, французское искусство, tapestry, france, живопись, Люрса

Previous post Next post
Up