Фотографии Михаила Цыганова, корреспондента РИА Новости в Индонезии знакомят с одним из традиционных видов индонезийских тканей. В предыдущих постах в блоге М. Цыганова (
здесь,
здесь и
здесь) показаны сами драгоценные ткани из Палембанга на Южной Суматре, а сейчас я расскажу, как их создают. Видео можно посмотреть в
четвертом посте.
m_tsyganov : Нынешнее слово "сонгкет" происходит от глагола "sungkit" - "вышивать" (хотя к вышивке его изготовление не имеет никакого отношения: я об этом уже писал, а в этом посте вы и сами увидите).
Все начинается с вот таких нитей:
Касаемо самой ближней к вам - "золотой" - в Палембанге говорят, что она «настоящая золотая», одновременно признавая, что она сейчас исключительно ввозится (из Японии, тогда как шелковые нити - из Китая. Анализ сам не делал :-) Думаю, что какое-то содержание золота в импортных нитях все же есть…
Ирина Дворкина: Действительно, подобные узоры в ткачестве обычно выглядят как вышитые. Однако четкий и разнообразный орнамент сонгкета создается в процессе ткачества. Подобную технику издавна использовали не только в Индонезии, но и в других странах. Способ создания тканей металлическими нитями когда-то с Востока пришел в Европу. Ткань стали называть парчой. Нам сегодня, конечно, сложновато представить, что такую тонкую (меньше 1 мм толщиной) сказочную ткань можно делать вручную.
Здесь снова, как и при создании икатов (см.
здесь), мы встречаемся с древнейшим хитроумным изобретением - поясным ткацким станком. На серии фотографий показан один из вариантов такого станка. На Бали он называется "cagcag" (чаг-чаг).
Ремень на спине ткачихи помогает поддерживать необходимое для ткачества натяжение основы (нити, идущие вдоль ткани).
Запас цветной шелковой основы навит на заднюю вертикальную доску. Основа может быть длинномерной или традиционного размера для кайн панджанга или сленданга.
Готовая часть ткани наматывается на передний валик, лежащий на коленях.
Сейчас ткачиха двигает к себе руками бёрдо (в его отверстия-щелки пропущены нити основы), чтобы подбить нить к сотканной части ткани.
Как видим, «пояс» легко «отстегивается»:
На фото справа видно бёрдо, за ним плашмя притаился черный ткацкий меч. Посередине - два ремизных вала для ткачества фона. Слева - проборная планка, сейчас она не у дел - тоже лежит плашмя.
Итак, ткачиха поднимает ремизный вал…
К одному валу привязаны все четные нити основы, к другому - нечетные.
Вставляет ткацкий меч и ставит его на ребро. Меч поднял ряд нитей основы и создал зев (пространство между нитями) для прокидки цветного утка.
Нити настолько тонкие, что основа кажется прозрачной!
Другая ткачиха как раз прокидывает челнок с нитью для фона. Уток удобно прячется внутрь длинного полого цилиндра и его легко провести в зев между нитями основы по всей ширине станка.
Цветной фон сонгкета ткется полотняным переплетением (что это такое - см.
здесь ). Поэтому, глядя на фон готовой ткани, мы видим одновременно и основу и уток фона, переплетенные между собой. В этих тканях фон и узор занимают равную площадь.
А следующий этап подсмотрим у третьей мастерицы (ее работа показана на видео) - она как раз прибивает прокинутую в зев нить бёрдом и мечом.
С фоном мы разобрались. Теперь посмотрим, как создается узор дополнительным утком из золотой нити.
Собственно процесс такого ткачества можно считать простым. САМОЕ СЛОЖНОЕ в этой работе то, что осталось за кадром: правильно набрать узор на эту кучу тонких палочек, то есть привязать к ним нитяными полуремизками нужные по рисунку нити основы.
Фрагменты узора по краям зафиксированы на основе отдельными "кустиками" полуремизок.
Потянув вверх палочку с полуремизками, легко поднять нужные для узора нити сразу по всей ширине основы, вставить проборную планку…
…поставить ее на ребро, создавая зев…
…и провести в него золотой уток, намотанный на небольшой челнок.
Вот она - драгоценная нить:
Похоже, ткут сонгкеты с изнаночной стороны.
Затем нить подбивают, и весь процесс начинается снова. Штрихи узорного утка ложатся поверх фона. Иногда по рисунку они перекрывают сразу несколько нитей основы и выглядят немного выпуклыми настилами на гладком фоне, поэтому и напоминают вышивку.
Пока соседка отошла, посмотрим на станок… "Пояс" с подушечкой, длинные белые челноки и проборные планки лежат вокруг. Сам станок вместе с ткущейся тканью в сложенном виде занимает совсем немного места.
Вот, что тут еще любопытно: узоры на матрасиках ткачих напоминают михраб молитвенного коврика. Это, чтобы ткачихи-мусульманки могли молиться, не отрываясь от станка? [М. Ц.: не спрашивал, но вряд ли… Скорее, просто традиция так украшать коврики…]
Как и при ткачестве иката, самая важная и сложная работа при создании сонгкета делается ДО ткачества. А потом остается лишь менять зевы, вставлять в них планки и прокидывать утки. Причем всё это - с огромной скоростью, как вы убедитесь, посмотрев видео!