Шпалеры Рафаэля в Ватикане

Feb 21, 2020 12:05

К 500-летию со дня смерти Рафаэля Музеи Ватикана с 17 по 23 февраля показывают в Сикстинской капелле шпалеры, созданные для нее по эскизам Рафаэля. Шпалеры были сотканы в Брюсселе в мастерской Питера ван Альста. В остальное время шпалеры можно увидеть в зале Рафаэля в Пинакотеке Ватикана, но уже под стеклом.

Видео на сайте Ватикана.





Вношу свою лепту в печальный юбилей фрагментами из третьего тома «Ручного ткачества». На примере шпалеры «Чудесный улов» можно проследить процесс создания знаменитых шпалер. В написании картонов участвовали Джулио Романо и Джанфранческо Пенни. Вытканы шпалеры в 1517-1519 годах в известной мастерской Питера ван Альста в Брюсселе. Позднее серия повторялась и в других мастерских. Шпалеры  дважды покидали Ватикан и возвращались назад. В 1527 году они были вывезены римскими войсками, в 1798 - наполеоновскими. С 1808 года девять шпалер находятся в Ватиканской пинакотеке.

46. Рафаэль (1483-1520) /или Джанфранческо Пенни (между 1488 и 1496 - ок. 1528)/. Эскиз шпалеры «Чудесный улов» из серии «Деяния апостолов». 1514 г. Карандаш, коричневые чернила, белая гуашь поверх черного и красного мела на  светло-коричневой бумаге. 20х33,9 см. Великобри­тания,  Королевская библиотека


Эскизы и картоны Рафаэля, созданные в 1515-1516 годах для серии «Деяния апостолов» открыли новую эпоху в стиле шпалер. Искусно используя объем и перспективу, Рафаэль, тем не менее, сохраняет плоскость шпалеры, удерживает изображение на переднем плане. Художник расширил цветовую гамму шпалеры, впервые ввел широкие, пышные бордюры - декоративность ковра сохранилась, переместившись на кайму. Таким образом бордюр соединял сюжетную композицию с окружающей роскошью и ставил шпалеру в один ряд с живописным произведением. Ныне семь картонов хранятся в Музее Виктории и Альберта в Лондоне.
Создание больших картонов (ширина некоторых более пяти метров) было непростой задачей. Рентгеновские исследования показали, что картоны Рафаэля склеены из множества листов плотной бумаги клейстером, состоявшим из муки и воды. Рафаэль с помощниками писал картоны темперой, смесью пигмента, воды и животного клея.

47. Рафаэль. Картон шпалеры «Чудесный улов». 1515-1516 гг. Темпера по рисунку углем на бумаге, наклеенной на холст. 320х390 см. Лондон, Музей Виктории и Альберта.



Как правило, картоны шпалер не детализировались подробно и ткачи имели право разрабатывать детали самостоятельно. Но картоны Рафаэля необычны по своей детальности и законченности. Рафаэль использовал чрезвычайно тонкую красочную палитру, несмотря на то, что ткачи не могли воспроизвести ее точно.

В брюссельской шпалерной мастерской они были разрезаны для работы на станке на полосы шириной в один ярд (91,44 см). Картоны были собраны в единое полотно в конце 1690-х годов. Видите на фото линии разрезов? К этому времени, они стали очень хрупкими, и их необходимо было приклеить на холст.

На иллюстрациях видно, что на шпалерах изображение получалось зеркальным, поскольку традиционно ткали с изнанки. В мастерских при ткачестве шпалер по одному картону по желанию заказчика к ним могли присоединять разные бордюры.

177. «Чудесный улов» из серии «Деяния апостолов». По картону Рафаэля. Брюссель, мастерская Питера ван Альста. 1519 г. Шерсть, шелк, серебряные и позолоченные нити. 490х441 см. Фландрия, Рим, Ватиканская пинакотека.
«И сказал Симону Иисус: не бойся; отныне будешь ловить человеков» (Лук.5:10) 


176. «Чудесный улов» из серии «Деяния апостолов». По картону Рафаэля. Брюссель, мастерская Яна ван Тигема. 1545-1547 гг. 495х610 см. Мантуя, Палаццо Дукале.

Использованы фрагменты и иллюстрации из третьего тома «Ручного ткачества» Ирины Дворкиной (М., 2018, с. 24-25, 90-91) и фото из сети.

шпалеры, Рафаэль, И.Дворкина, "Ручное ткачество", живопись

Previous post Next post
Up