Японские художники мастерской Такахаси рассказали о создании традиционной японской гравюры укиё-э. На примере одной из самых известных работ Кацусики Хокусая, японского мастера эпохи Эдо, «Большая волна в Канагаве» из серии «Тридцать шесть видов Фудзи» был продемонстрирован процесс печати многоцветной гравюры.
Мероприятие проходило в рамках образовательной программы к выставке «Шедевры живописи и гравюры эпохи Эдо».
При слове «гравюра» я сразу представила огромный железный станок, пресс и прочее устрашающее оборудование, а увидела…
Впрочем, смотрите сами как делали гравюры укиё-э при жизни Хокусая.
Представила гостей куратор проходящей сейчас японской выставки «Шедевры живописи и гравюры эпохи Эдо» Айнура Юсупова.
Включайте
аудиозапись.
Подробнее о выставке читайте в журнале
«Артобъектив». Было показано видео, демонстрирующее все процессы создания гравюры, начиная с резьбы на доске (этап, который мы не увидим на мастер-классе).
Рассказала об истории гравюры и технике ее создания Юкико Такахаси - глава Мастерской Такахаси, президент Токийского союза ксилографии, Вице-президент Ассоциации по сохранению традиционной техники резьбы и печати гравюры Укиё-э, включенной в список Нематериального культурного наследия Агентством по делам культуры Японии, член совета Международного научного общества Укиё-э
Аудиозапись. Часть краски проходит на оборотную сторону бумаги:
Практическая часть - в руках Кёко Хираи, Мастера прикладного искусства, Вице-президента Киотского отделения Ассоциации по сохранению искусства создания гравюр Укиё-э.
На первой доске только контуры рисунка
Доску смачивают водой
Наносят краску
Растирают
Снова смачивают. На переднем плане в пленке лежат подготовленные, уже влажные листы бумаги. О важности влажности, как и обо всех процессах создания гравюры, в это время подробно рассказывает Юкико Такахаси (слушайте запись)
Наконец первый лист ложится на доску (на экране - проекция того, что происходит)
А вместо тяжелого пресса...
Для второго оттиска надо снова нанести краску
Так процесс повторяется для каждого цвета и отпечатка, поэтому пропускаем некоторые этапы.
Желтый цвет отпечатан. Очередь за синими тонами
И вот уже работа близится к концу
Последняя операция - нанесение градиента темного цвета, требует особого мастерства