«Техника традиционной японской гравюры укиё-э» ГМИИ им. А.С. Пушкина, 11 октября 2018 г.

Oct 13, 2018 15:40

Японские художники мастерской Такахаси рассказали о создании традиционной японской гравюры укиё-э. На примере одной из самых известных работ Кацусики Хокусая, японского мастера эпохи Эдо, «Большая волна в Канагаве» из серии «Тридцать шесть видов Фудзи» был продемонстрирован процесс печати многоцветной гравюры.
Мероприятие проходило в рамках образовательной программы к выставке «Шедевры живописи и гравюры эпохи Эдо».

При слове «гравюра» я сразу представила огромный железный станок, пресс и прочее устрашающее оборудование, а увидела…
Впрочем, смотрите сами как делали гравюры укиё-э при жизни Хокусая.

Представила гостей куратор проходящей сейчас японской выставки «Шедевры живописи и гравюры эпохи Эдо» Айнура Юсупова.
Включайте аудиозапись.

Подробнее о выставке читайте в журнале «Артобъектив».

Было показано видео, демонстрирующее все процессы создания гравюры, начиная с резьбы на доске (этап, который мы не увидим на мастер-классе).

Рассказала об истории гравюры и технике ее создания Юкико Такахаси - глава Мастерской Такахаси, президент Токийского союза ксилографии, Вице-президент Ассоциации по сохранению традиционной техники резьбы и печати гравюры Укиё-э, включенной в список Нематериального культурного наследия Агентством по делам культуры Японии,  член совета Международного научного общества Укиё-э
Аудиозапись. 












Часть краски проходит на оборотную сторону бумаги:


Практическая часть - в руках Кёко Хираи, Мастера прикладного искусства, Вице-президента Киотского отделения Ассоциации по сохранению искусства создания гравюр Укиё-э.


На первой доске только контуры рисунка


Доску смачивают водой


Наносят краску


Растирают


Снова смачивают. На переднем плане в пленке лежат подготовленные, уже влажные листы бумаги. О важности влажности, как и обо всех процессах создания гравюры, в это время подробно рассказывает Юкико Такахаси (слушайте запись)




Наконец первый лист ложится на доску (на экране - проекция того, что происходит)


А вместо тяжелого пресса...


Для второго оттиска надо снова нанести краску


Так процесс повторяется для каждого цвета и отпечатка, поэтому пропускаем некоторые этапы.
Желтый цвет отпечатан. Очередь за синими тонами




И вот уже работа близится к концу


Последняя операция - нанесение градиента темного цвета, требует особого мастерства






Япония, гравюра, japan

Previous post Next post
Up