Год 2007-й, как известно, был у нас Годом Китая.
Прошло много интересных выставок и мне довелось фотографировать на двух из них. Выставка «Краски Китая. Народный костюм и ремесла» проходила в Музее декоративно-прикладного искусства в Москве.
Мысленно представляя себе роскошные императорские халаты, я вошла под своды нижнего зала музея и… увидела нечто совсем другое. Около получаса ушло на то, чтобы привыкнуть к суровой реальности. И затем пять часов я снимала, все больше влюбляясь в это незнакомое искусство - народное, но не менее интересное и искусное, чем работы профессиональных придворных мастеров.
Очень они разные - краски народов Китая. Все цвета радуги и все их оттенки видим мы в праздничной женской одежде, поясах, головных уборах, обуви, масках, вышитых платках, сумках, попонах…
Рассказ о выставке и фотографии можно посмотреть на моем
сайте,
а здесь показываю еще часть снимков, оставшихся в архиве.
Попона лошади ийского управляющего.
На темно-синем атласе вышиты золотыми нитями и шелком бабочки и птицы, порхающие среди цветов, летучие мыши, драконы и другие благопожелательные символы. ...О, не верьте рассказам о том, что драконы играют жемчужиной! И игра эта очень опасна, и не жемчужина это вовсе... (Народность и. 1860. 73 x 52 см.)
Наплечный платок для ношения детей на спине.
Навряд ли оценит младенец искусство своей мамочки, сидя в роскошной, расшитой золотом, бусинами, металлическими накладками и аппликацией "прогулочной коляске". Но его оценят и муж, и его родня, и соседки! (Народность хани. 85 x 75 см; лямки 10 x 72 см.)
Костюм мальчика. (Народность и. Куртка, штаны и носки из конопляной ткани. Вышивка)
Наплечные сумки для повседневного пользования. (Народность цэан. 1995. Фланель, пластмасса, металл, вышивка)
Изящество корзиночки поражает и тонкостью плетения, и сложной формой - квадратный низ и круглый верх. Да и символика не забыта: в строгие "земледельческие" ромбы вписаны крестообразные "цветы сливы". Лента перехватывает корзинку по "талии" так же, как веревка привязывает ее к поясу женщины. В них хранили личные ценности, например, любовную записку. (Народность дай. 1990. Бамбук; плетение. Высота 23,7 см; диаметр основания 12 x 4,8 см.)
На нас смотрят три широко распахнутых, удивленных глаза четырехликой кобальтовой маски для танца тибетского шамана. (Народность тибетцы. 1990. Дерево. 32 x 27 x 47 см.)
Маска злого духа фань. Подобные маски надевали танцоры на празднике дуйша. Танцуя с ножами и палками они изгоняли злых духов. Здесь нет полутонов и красивостей тибетских масок. Только суровые цвета первобытной триады - белый, красный, черный. (Народность дай. 1983. Папье-маше, пальмовое волокно, ткань. 30 x 32 x 20 см.)
Маска злого духа.
В древности маски имели много функций: во время ритуальных плясок в них приветствовали духов, изгоняли болезни, зазывали удачу и благополучие. Сегодня они используются в веселых народных представлениях. (Народность хань. 1960. Дерево. 21 x 13 x 6 см.)